Цели устойчивого развития, принятые ООН в 2015 году в качестве универсального плана действий до 2030 года, представляют собой ключевой ориентир национальной политики для любого государства, стремящегося к гармоничному сочетанию экономического роста, социальной справедливости и ответственного отношения к природным ресурсам. В этой связи опыт Узбекистана, безусловно, заслуживает особого внимания.
Ключевой особенностью государственной политики Узбекистана в сфере реализации Целей устойчивого развития является приоритет возвеличивания чести и достоинства человека. Этот принцип отражает признание того, что человек – высшая ценность общества и государства, соответственно, все государственные институты должны действовать, фокусируясь на обеспечении надежной защиты его прав и свобод.
В течение последних лет страна демонстрирует значительный прогресс по большинству Целей устойчивого развития (ЦУР), добиваясь ощутимых результатов в сокращении бедности, развитии системы образования, охране здоровья, продвижении «зелёной» энергетики и совершенствовании правовых институтов.
Причём эти достижения подкреплены не только экономическими показателями, но и укрепляющейся нормативно-правовой базой, действующими институтами парламентского и общественного контроля, а также активным участием в международных инициативах, что свидетельствует о системном и комплексном подходе к устойчивому развитию.
В первую очередь, важным подтверждением эффективности реализуемых реформ стало улучшение позиций страны в международных рейтингах. Согласно докладу Сети решений в области устойчивого развития (SDSN) за 2025 год, Узбекистан занял 62-е место среди стран мира, набрав 73 балла, что означает улучшение на 19 позиций по сравнению с предыдущим годом.
Подобный прогресс, достигнутый за относительно короткий период, отражает усилия государства по трансформации своей экономической и социальной модели в сторону большей открытости, инклюзивности и устойчивости. Таким образом, начиная с 2017 года, Узбекистан признаётся одной из стран-лидеров по выполнению ЦУР в регионе Центральной Азии и Восточной Европы, что связано как с проводимыми реформами, так и с созданием эффективной институциональной и нормативной базы, поддерживающей эти преобразования.
Особое внимание заслуживает правовая основа реализации Целей устойчивого развития, которая была значительно усилена в последние годы. В частности, ключевым шагом стало Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 20 октября 2018 года № 841 «О мерах по реализации Национальных целей и задач в области устойчивого развития на период до 2030 года». Этот документ стал фундаментальным этапом в адаптации глобальной повестки устойчивого развития к национальным приоритетам страны.
Кроме того, учреждение специальной парламентской комиссии по контролю за реализацией национальных целей и задач в области устойчивого развития до 2030 года позволило обеспечить политическую и законодательную поддержку программы устойчивого развития, создать условия для парламентского надзора и вовлечь депутатский корпус в процесс мониторинга соответствующих стратегий и программ.
В этом контексте особого внимания заслуживает тот факт, что 14 декабря 2022 года Генеральная Ассамблея ООН единогласно одобрила резолюцию «Об усилении роли парламентов в ускорении достижения Целей устойчивого развития (ЦУР)». Инициатором принятия резолюции выступил Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев, который предложил её в 2020 году на 75-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Данный шаг ярко отражает приверженность Узбекистана принципам глобальной ответственности и международного партнёрства в реализации ЦУР.
Узбекистан определил 190 приоритетных показателей ЦУР, адаптированных к национальным условиям. Из них 128 индикаторов уже доступны на официальном портале национальной статистики (nsdg.stat.uz), включая подробные данные по таким направлениям, как достойная работа, индустриализация, борьба с бедностью, охрана здоровья и гендерное равенство.
Таким образом, страна обеспечивает прозрачность и доступность статистических данных широкому кругу заинтересованных сторон, что особенно важно для объективной оценки прогресса, выявления проблемных зон и своевременной корректировки политики.
Не менее важной является экономическая устойчивость, играющая решающую роль в реализации большинства ЦУР. Растущая экономика выступает главным фактором, обуславливающим возможность инвестирования в здравоохранение, образование, инфраструктуру и социальную защиту.
За последние восемь лет экономика Узбекистана продемонстрировала стабильный и динамичный рост: валовой внутренний продукт увеличился более чем в два раза и достиг порядка 115 миллиардов долларов США, при этом, по прогнозам, в 2025 году ожидаемый рост – 130 миллиардов долларов США.
Одновременно с этим заметно вырос объём прямых иностранных инвестиций, превысивший 130 миллиардов долларов США. Такое оживление инвестиционного климата стало возможным благодаря последовательной либерализации экономической политики, созданию благоприятных условий для бизнеса и расширению механизмов государственно-частного партнёрства.
Кроме того, рост финансовых резервов страны, впервые превысивших 48 миллиардов долларов, свидетельствует о повышении устойчивости финансовой системы и возросшем доверии международных инвесторов.
Наряду с этим, зафиксирован рост экспорта Узбекистана, который достиг 26 миллиардов долларов США, что отражает положительную динамику, связанную с диверсификацией производства и выходом национальной продукции на новые рынки.
В этом контексте отмечается важная роль государственных программ развития малого и среднего бизнеса, обеспечивающих занятость более 10 миллионов человек, а также стимулирующих предпринимательство и повышение доходов населения. Только в текущем году планируется ввод в эксплуатацию около 9 тысяч новых предприятий и объектов сервисной инфраструктуры с объёмом инвестиций в 35 миллиардов долларов США.
Особо следует отметить успехи в социальной защите и борьбе с бедностью. Уровень бедности сократился с 35% до 6,8% за несколько лет, что наглядно свидетельствует о высокой эффективности проводимых реформ. В частности, внедрение механизмов адресной помощи и приоритетное внимание к уязвимым категориям населения – многодетным семьям, пенсионерам, детям-сиротам и людям с инвалидностью – существенно повысили качество социальной поддержки. Программа «Хамрохлик», охватывающая более 11 тысяч детей, лишённых родительской опеки, предоставляет им возможности для образования и профессиональной подготовки, способствуя их интеграции в общество.
В целом более 2,5 миллиона членов нуждающихся семей получают свыше 110 видов государственной помощи, что демонстрирует масштаб и глубину социальной защиты. Финансирование социальной сферы на 2025 год составило около 19 триллионов сумов, подтверждая приоритетность данного направления в государственной политике.
Также следует подчеркнуть достижения в развитии человеческого капитала, прежде всего в образовании и здравоохранении. Уровень охвата дошкольным образованием достиг 78 процентов, было создано более 2,5 миллионов новых мест в детских садах. В системе школьного образования дополнительно создано свыше одного миллиона мест, что практически обеспечило всеобщий охват детей школьного возраста.
Значительные успехи отмечены и в высшем образовании: охват студентов вырос с 9% до 42%, при этом более 50% из них – девушки, что свидетельствует о достижении гендерного баланса и расширении возможностей для женщин.
Более двух тысяч студентов обучаются за рубежом, из которых свыше 750 получают государственные стипендии, что способствует формированию высококвалифицированного поколения специалистов.
В сфере здравоохранения наблюдаются доступность и качество медицинских услуг. Финансирование увеличилось в 6 раз, более 400 видов высокотехнологичных процедур стали доступны жителям регионов. Средняя продолжительность жизни повысилась с 73,8 до 75,1 года, что указывает на позитивные сдвиги в системе здравоохранения. Программы модернизации больниц, повышения квалификации врачей, внедрения телемедицины и обеспечения лекарствами способствовали расширению охвата медицинской помощью, особенно в сельской местности.
Важным направлением устойчивого развития является экологическая устойчивость. Узбекистан активно переходит на «зелёную» энергетику: объём выработки электроэнергии вырос с 59 до 85 миллиардов киловатт-часов, а к 2025 году ожидается достижение 97 миллиардов. Производство возобновляемой энергии уже составляет 6,5 миллиарда киловатт-часов, что соответствует почти 30 процентам общего объёма.
Государство поставило амбициозную цель довести долю возобновляемых источников до 54 % к 2030 году, привлекая в сектор около 35 миллиардов долларов США инвестиций. Кроме того, реализуется экологическая программа «Яшил макон», направленная на масштабное озеленение территорий, восстановление лесов и повышение экологической культуры населения, что способствует формированию «зелёных» городов с высоким уровнем экологической безопасности.
Подводя итоги, хотелось бы сделать следующие выводы.
Во-первых, Узбекистан демонстрирует всесторонний прогресс в реализации Целей устойчивого развития с охватом ключевых направлений – экономики, социальной сферы и экологии. Во-вторых, укрепление нормативно-правовой базы и создание институциональных механизмов обеспечивают системный, последовательный подход к достижению поставленных задач.
В-третьих, прозрачность и доступность данных способствуют объективной оценке результатов и своевременной корректировке политики.
Кроме того, устойчивый экономический рост и активное привлечение инвестиций создают надёжную финансовую основу для дальнейшего развития. Социальная защита и снижение уровня бедности свидетельствуют о высоком качестве проводимых реформ и ориентации на поддержку уязвимых категорий населения. Важным достижением также является развитие человеческого капитала через образование и здравоохранение, что закладывает фундамент для будущих поколений.
Таким образом, устойчивое развитие Узбекистана представляет собой пример успешного сочетания реформ, институциональной поддержки и международного сотрудничества, что придаёт уверенность в достижении ЦУР к 2030 году и создании образцового пути развития для региона.
Предстоящая 80-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН станет очередной важной площадкой, на которой Узбекистан подтвердит свою твёрдую приверженность целям устойчивого развития и принципам глобального партнёрства.
Участие в этой сессии засвидетельствует роль Узбекистана как активного и ответственного игрока на международной арене, готового делиться своим уникальным опытом, одновременно принимая лучшие мировые практики для достижения комплексного и гармоничного развития.
Фаррух Эрманов,
Ведущий научный сотрудник Института стратегических межрегиональных исследований при Президенте Республики Узбекистан
Предыдущее
В этом году Организация Объединённых Наций отмечает 80-летний юбилей.
19.09.2025