Неъматов: страны ЦА смогут самостоятельно обеспечить сохранение стабильности в регионе

Странам Центральной Азии важно сосредоточиться на повышении уровня двустороннего и регионального сотрудничества в области совместного водопользования, а также в решении проблем делимитации и демаркации границ, считает первый заместитель директора Института стратегических и межрегиональных исследований (ИСМИ) при президенте Узбекистана Акрамжон Неъматов.

— Как вы прокомментируете приграничный конфликт между Таджикистаном и Кыргызстаном? Чем он обусловлен и какие последствия может иметь?

— Очередной конфликт на кыргызско-таджикской границе, повлёкший за собой жертвы среди граждан двух братских нам стран, – трагедия, которая вызывает глубокое сопереживание. На данном этапе не стоит углубляться в причины конфликта и искать виноватых. Это только усугубит ситуацию. Сейчас важно успокоить людей, не допустить разрастания конфликта, и как бы ни было это сложно, найти путь к диалогу, не давая повода для различного рода провокаций, направить все усилия на урегулирование разногласий мирным путём.

К тому же причины известны и лежат на поверхности. Это отсутствие окончательного решения таких неотложных вопросов, как делимитация и демаркация государственной границы, неимение эффективных механизмов вододеления в регионе, взаимовыгодной эксплуатации гидротехнических сооружений, способных обеспечить справедливое распределение водных ресурсов трансграничных рек.

Особую остроту эти проблемы обрели после достижения странами ЦА независимости, поскольку в прошлом столетии формирование государственных границ было проведено без учета географических особенностей региона, а гидротехнические сооружения, некогда обеспечивавшие водой территории нескольких государств, так и остались на спорных участках.

В результате, десятки километров границ продолжают быть камнем преткновения на пути развития межрегионального сотрудничества и, соответственно, периодически становятся причиной приграничных конфликтов.

Эта проблема особо актуальна для Ферганской долины, где вопросы земле- и водопользования играют важную роль в жизнеобеспечении населения. Посудите сами: Ферганская долина – самый густонаселённый район Центральной Азии, где проживают 15 млн граждан Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана или около 30% населения трех стран. Плотность населения достигает 360 человек на 1 кв. км., что в 6 раз выше, чем в целом в Узбекистане и Таджикистане, в 12 раз - чем в Кыргызстане, в 56 раз - чем в Казахстане.

На протяжении тысячелетий народы, населявшие Ферганскую долину, несмотря на все сложности, жили в мире и согласии, всегда находили «общий язык» в вопросах использования природных ресурсов для всеобщего блага. Уверен, также будет и в будущем.

В ходе консультативных встреч глав государств ЦА президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев неоднократно призывал продолжать слаженную и скрупулёзную работу по дальнейшему правовому оформлению государственных границ, поиску взаимоприемлемых решений актуальных вопросов совместного водопользования. Но для этого необходимо проявить твёрдую политическую волю, готовность к разумным компромиссам и взаимному учёту интересов.

Только таким образом мы сможем превратить Центральную Азию в пространство мира и взаимовыгодного сотрудничества, а наши границы - в мосты дружбы и добрососедства. 

— Как вы считаете, имеется ли возможность урегулирования приграничных конфликтов между Таджикистаном и Кыргызстаном? И какова роль соседних стран в этом процессе?

— Конечно, такая возможность имеется и на сегодняшний день конфликт фактически локализован. Об этом свидетельствуют события последних дней. Стороны предприняли оперативные меры по переводу процесса в политико-дипломатическое русло. С первых же минут обострения ситуации руководства двух стран установили непосредственные контакты, решительно выступив за недопущение дальнейшей эскалации обстановки.

Безусловно, значительный вклад в мирное разрешение конфликта внесли лидеры соседних стран. В частности, президент Узбекистана Мирзиёев дважды провёл телефонные переговоры с главами двух соседних государств и призвал их урегулировать проблему исключительно путём переговоров в духе дружбы и добрососедства. При этом было подчёркнуто, что Узбекистан готов оказать всемерное содействие решению возникшей ситуации.

С призывом к сторонам конфликта решить все спорные вопросы исключительно путем переговоров обратился и президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев. При этом лидер Казахстана подчеркнул, что считает возможным выработать механизм урегулирования подобных пограничных инцидентов в рамках очередной консультативной встречи глав государств Центральной Азии.

Сегодня главы Кыргызстана и Таджикистана поддерживают постоянный диалог, взяв под личный контроль нормализацию ситуации на границе.

Все это даёт основание для уверенности, что собственными совместными усилиями лидеры стран ЦА смогут самостоятельно обеспечить сохранение стабильности в регионе, разрешить все спорные вопросы мирным путём в условиях открытого и доверительного диалога.

Надо признать, что в эти дни мы стали свидетелями единого и ответственного подхода руководства стран ЦА в решении общей проблемы, представляющей угрозу безопасности и устойчивому развитию региона. В первую очередь, это - результат созданной за последние годы в регионе атмосферы взаимопонимания, дружбы и добрососедства.

Не будет преувеличением сказать, что поддержанию высокого уровня политического доверия между странами, укреплению отношений дружбы, добрососедства и стратегического партнёрства значительно способствовали регулярные консультативные встречи глав государств ЦА, инициированные президентом Узбекистана Ш.Мирзиёевым в 2018 году.

— Какие меры принимаются Узбекистаном для недопущения конфликта с соседними странами? Как продвигаются вопросы делимитации и демаркации?

— Осознавая важность решения накопившихся проблем с соседними государствами для безопасности и устойчивого развития нашей страны и региона в целом, глава Узбекистана с первых дней своего президентства проявил твёрдую политическую волю для их урегулирования на основе разумных компромиссов и взаимного учёта интересов. За исторически короткий срок были достигнуты беспрецедентные результаты в решении таких чувствительных вопросов, как маркирование границ и использование водно-энергетических ресурсов региона.

Уже в 2017 г. был подписан исторический документ – «Договор о районе точки стыка государственных границ трёх государств – Казахстана, Туркменистана и Узбекистана», который поставил точку в правовом оформлении государственных рубежей трёх стран. С Таджикистаном удалось согласовать 99%, ранее неделимитированных участков. Серьезным шагом в обеспечении безопасности и стабильности в регионе стали договорённости в ходе визита президента Кыргызстана С.Жапарова в Узбекистан в марте текущего года, в ходе которого стороны условились завершить в ближайшее время правовое оформление государственной границы. 

Предпринимаются действия по углублению регионального сотрудничества в сфере водопользования. Создана Рабочая группа для выработки предложений по всем направлениям водных отношений Узбекистана с Казахстаном и Таджикистаном. Готовится подписание Межведомственного соглашения с Кыргызстаном о создании совместной двусторонней водохозяйственной комиссии для достижения консенсуса по вопросам водно-энергетической сферы. Взаимодействие с Туркменистаном плодотворно развивается в рамках трёхсторонней рабочей группы с участием бассейновой водохозяйственной организации «Амударья».

Особую актуальность в свете произошедшей трагедии обретают инициативы президента Узбекистана Ш.Мирзиёева, озвученные в ходе консультативных встреч глав государств ЦА.

В частности, необходимо активизировать работу по созданию механизмов регионального взаимодействия по линии правоохранительных органов и специальных служб, в том числе в сфере предотвращения и своевременного реагирования на угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций, техногенных и экологических катастроф, стихийных бедствий, в первую очередь, в приграничных регионах.

Важно сосредоточиться на повышении уровня двустороннего и регионального сотрудничества в области совместного водопользования, а также в решении проблем делимитации и демаркации.

В итоге, глядя в будущее, становится понятным, что это не просто решение спорных вопросов, это – снятие с повестки всего региона острого конфликтного потенциала, а главное - повышение уровня политического доверия в Центральной Азии.

Только вместе решив эти сложные проблемы, мы заложим прочный фундамент для долгосрочной безопасности, стабильности и устойчивого развития региона, расширения торгово-экономического и культурно-гуманитарного сотрудничества, нашего всеобщего процветания.

Источник