Межэтническая толерантность как ценность современного общества
В июле текущего года в итальянском городе Удине Верховным комиссаром ОБСЕ по делам национальных меньшинств Ламберто Заньером проведена международная конференция, посвященная обсуждению вопросов прав и свобод нацменьшинств и родственных этнических групп за рубежом в связи с 10-летием Больцанских рекомендаций.
Основной целью данного документа, принятого в 2008 году в городе Больцано (Италия), является предоставление руководства представителям государств, национальных меньшинств и международных организаций по защите прав нацменьшинств способами, направленными на предотвращение конфликтов, поддержание межэтнического согласия и укрепление добрососедских отношений.
Следует подчеркнуть, что наряду с делегациями европейских стран — членов ОБСЕ впервые в этом году в ежегодных дискуссиях по данным вопросам приняли участие представители Узбекистана по приглашению Ламберто Заньера, посетившего нашу страну в апреле 2018 года. По его словам, это решение было обусловлено глубокими реформами, запущенными Президентом Шавкатом Мирзиёевым, которые также охватили проблему межнациональных отношений.
Заньер, как и другие представители ОБСЕ, подчеркивали, что Верховный комиссар по делам национальных меньшинств вернулся из Ташкента с огромными впечатлениями от преобразований в стране. Именно это подтолкнуло его к решению предоставить узбекской делегации площадку для ознакомления более широкой европейской общественности с достижениями Узбекистана в сфере защиты прав нацменьшинств.
Как результат, зарубежные участники, включая представителей политикоформирующих и экспертных кругов, в ходе мероприятия и в «кулуарных беседах» проявили неподдельный интерес к политике Узбекистана по обеспечению межнационального согласия и толерантности. Особо отмечены инициативы Президента Шавката Мирзиёева по укреплению связей с узбекской диаспорой за рубежом. Более того, по их оценкам, особый интерес для многих стран ОБСЕ представляет внимание правительства Узбекистана к узбекским общинам, проживающим в соседних странах Центральной Азии. По их мнению, такое отношение к узбекскому опыту в данной сфере обусловлено тем, что в последние годы в разных странах нацменьшинства становятся жертвами националистического популизма и геополитического соперничества. Они все чаще подвергаются социальной, культурной и политической маргинализации, что приводит к росту этнического сепаратизма и конфликтов в ряде регионов мира.
В этих условиях зарубежные специалисты считают, что политика Узбекистана в области межнациональных отношений является продуктивной и посему представляет практический интерес для мирового сообщества. Правительством выработана эффективная система интеграции представителей разных этнических групп в многонациональное и многоконфессиональное общество страны.
На наш взгляд, эффективность опыта Узбекистана в данной сфере обусловлена следующими фундаментальными и системными факторами.
Историко-культурный контекст
Узбекистан — это государство, исторически находившееся на перекрестке мировых культур, цивилизаций и религий. На протяжении веков здесь формировались ценности и традиции, основанные на межэтнической и межконфессиональной толерантности, которая стала характерной чертой современного узбекского общества, неотъемлемой частью культуры и менталитета народа Узбекистана.
В Узбекистане в мире и согласии проживает более 130 этнических групп. Свою деятельность с преимущественно мусульманским населением осуществляют более 2,2 тысячи организаций 16 религиозных конфессий.
Осознавая общность истории, культур и традиций, а также неделимость безопасности, с первых лет независимости Узбекистан играл ключевую, позитивную и ответственную роль в вопросах межнациональных отношений в Центральной Азии. Как подчеркнул Президент Шавкат Мирзиёев, в самые сложные периоды новейшей истории в нашем регионе удалось сохранить мир и стабильность, избежать перерастания локальных конфликтов в крупное межгосударственное противостояние.
Политика межнациональных отношений
С первых лет независимости политика в данной области осуществляется на основе положений Конституции Узбекистана, законов, подзаконных актов, фундаментальных принципов международного права.
Согласно Конституции, «народ Узбекистана составляют граждане Республики Узбекистан, независимо от их национальности». Все права и свободы, закрепленные в Основном законе, одинаково применяются к представителям, без исключения, всех наций и народностей, проживающих в Узбекистане и являющихся гражданами страны.
Так, в школах Узбекистана обучение ведется на семи языках, на 12 языках транслируют свои передачи теле- и радиоканалы в системе Национальной телерадиокомпании, более чем на десяти языках издаются газеты и журналы. Представители разных этнических групп широко представлены в центральных и местных органах власти Узбекистана. Среди них есть сенаторы и депутаты парламента. Как отмечали зарубежные эксперты, такая практика остается крайне важной и востребованной в других странах Центральной Азии.
Активную роль в удовлетворении прав и интересов граждан Узбекистана разных национальностей и дальнейшей гармонизации межнациональных отношений в стране играют 138 национальных культурных центров и 34 общества дружбы, созданные представителями разных этнических групп.
Региональный контекст
Политика нашей страны в сфере межнациональных отношений играет особую роль в углублении регионального сотрудничества по ряду объективных причин. Во-первых, Узбекистан находится в самом сердце Центральной Азии, граничит со всеми странами региона, включая Афганистан. Во-вторых, здесь в мире и согласии проживают представители всех национальностей соседних государств. В-третьих, этнические узбеки являются неотъемлемой частью многонационального населения стран Центральной Азии.
Гармоничные межнациональные отношения в Центральной Азии — один из ключевых аспектов региональной безопасности, взаимного политического доверия и уважения. Без этого нельзя говорить о стабильности, позитивных перспективах продвижения регионального сотрудничества и развития.
Новая региональная политика Президента Шавката Мирзиёева существенно изменила атмосферу в области межнациональных отношений в Центральной Азии. Расширено взаимодействие соответствующих государственных и общественных организаций Узбекистана и соседних стран.
Совместные усилия правительств государств региона позволили заметно активизировать такие механизмы «народной дипломатии», как двусторонние «общества дружбы». Они призваны способствовать продвижению не только межгосударственных отношений, но и культурно-гуманитарных связей представителей этнических групп, проживающих по обе стороны границы. Установлено сотрудничество приграничных районов Узбекистана и соседних стран с активным вовлечением региональной власти и общественных организаций.
Практика, способствующая укреплению межнационального мира и согласия в приграничных районах, отвечает коренным интересам всех соседних государств. По взаимной договоренности сторон открыты десятки пунктов пропуска на узбекско-кыргызской и узбекско-таджикской границах. Свободное пересечение границ существенно облегчило жизнь прежде всего приграничных территорий Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана. Углубляется сотрудничество между Узбекистаном и соседними странами в сфере образования. Правительством Узбекистана построена школа для этнических узбеков, проживающих в городе Оше Кыргызстана. Таджикистан выразил готовность возвести в Самарканде таджикоязычную школу, а Узбекистан — школу и больницу в Согдийской области соседнего государства. Широкую практику приобрела регулярная организация совместных культурно-гуманитарных мероприятий. К ним, в частности, относятся Дни культуры и искусства, выставки картин и изделий ремесленников, концерты национальной музыки и т. д.
Впервые в истории стран Центральной Азии в Хорезмской области открыт Дом узбекско-туркменской дружбы, в котором имеется библиотека с произведениями туркменской, узбекской и мировой литературы, музей, отображающий многовековую дружбу двух народов, кабинеты для разных кружков по предметам и видам искусств.
Узбекистан осуществляет системную долгосрочную политику в области межнациональных отношений, рассматривая ее в качестве одного из ключевых факторов стабильности, безопасности и устойчивого развития, гарантированного обеспечения прав и свобод человека. Не случайно Узбекистан относят к числу немногих стран на постсоветском пространстве, где за годы независимости не произошло ни одного конфликта по межэтнической или межконфессиональной причине.
Ботир ТУРСУНОВ,
заместитель директора ИСМИ при Президенте Республики Узбекистан, кандидат философских наук.
Следующее
Узбекистан призывает к консолидации усилий в преодолении Аральского кризиса
24 августа 2018 года в Туркменистане пройдет саммит глав государств — учредителей Международного фонда спасения Арала (МФСА). Предполагается, что будут определены направления совершенствования деятельности организации и конкретные шаги по активизации сотрудничества в деле скоординированного управления ...
06.09.2018