Подходы Республики Таджикистан и Республики Узбекистан по обеспечению региональной безопасности в Центральной Азии

Часть 1

 

       

      

Сегодня, когда мир переживает кризис доверия, возрастают угрозы глобальной безопасности, сохраняются противоречия между крупными державами, в отдельных регионах наблюдается существенное усиление дестабилизирующих факторов, Таджикистан и Узбекистан демонстрируют международному сообществу успешный пример взаимовыгодного сотрудничества.

Будучи стратегическими партнерами, Душанбе и Ташкент эффективно координируют свои усилия и совместно вырабатывают позиции по всем ключевым вопросам региональной и международной безопасности в рамках различных организаций – ООН, СНГ, ШОС, ОИС, ОЭС, ОБСЕ, СВМДА.

При этом главная цель всестороннего развития узбекско-таджикского стратегического партнерства – это обеспечение мира, стабильности и общей безопасности государств Центральной Азии, что отвечает национальным интересам двух государств.

Общее видение и схожесть позиций наших стран по широкому спектру вопросов в области обеспечения безопасности в Центральной Азии можно увидеть на следующих примерах:

Во-первых, урегулирование конфликта в Афганистане. Сегодня военно-политическая ситуация в ИРА остается сложной и трудно прогнозируемой, особенно в свете вывода международных коалиционных войск. Таджикистан и Узбекистан, имеющие общие границы с Афганистаном, больше всех заинтересованы в скорейшем установлении мира на афганской земле.

Учитывая взаимосвязанность устойчивого развития региона и внутриафганской стабильности, Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев неоднократно отмечал, что невозможно говорить о мирной и процветающей Центральной Азии, не решив афганскую проблему.

Аналогичную позицию высказывал глава Таджикистана Эмомали Рахмон в ходе Второй Консультативной встрече глав государств Центральной Азии в ноябре 2019 г., подчеркнув, что установление мира и спокойствия в Афганистане является архиважным условием обеспечения устойчивой безопасности и стабильности в регионе.

В этой связи Душанбе и Ташкент всецело поддерживают региональные и международные усилия, направленные на поиск мирных путей разрешения афганской проблемы. Более того, Таджикистан и Узбекистан вносят значимый вклад в восстановление и инфраструктурное развитие Афганистана, поскольку без решения насущных социально-экономических проблем и качественного улучшения жизни афганского народа невозможно говорить о перспективах нормализации обстановки в этой стране.

По нашему глубокому убеждению, вывод международных сил из ИРА диктует необходимость объединения усилий по обеспечению региональной безопасности и содействию скорейшему политическому урегулированию конфликта в Афганистане. В этом ключе важно поддержание постоянного диалога и взаимодействия между профильными министерствами и ведомствами Таджикистана и Узбекистана.

Во-вторых, эффективное противодействие современным вызовам и угрозам, прежде всего исходящим от деструктивной деятельности экстремистских и террористических группировок. Наши страны поддерживают политику друг друга, проводимую в борьбе с терроризмом и экстремизмом.

Подтверждением этого является участие узбекских политических и экспертно-аналитических кругов в совместных конференциях по данной проблематике, включая международные конференции высокого уровня «Противодействие терроризму и насильственному экстремизму» и «Международное и региональное сотрудничество в борьбе против терроризма и источников его финансирования, в том числе незаконного оборота наркотиков и организованной преступности», широко известных как «Душанбинский процесс».

Также необходимо отметить, что Душанбе и Ташкент ратифицировали ряд международных конвенций и протоколов по противодействию экстремизму и терроризму. В частности, в 2006 г. наши страны поддержали утвержденную Генеральной Ассамблеей ООН Глобальную контртеррористическую стратегию, ставшую уникальным документом по активизации и консолидации национальных, региональных и международных мер в борьбе с различными проявлениями терроризма.

При этом прочной основой для объединения усилий соседствующих государств по борьбе с угрозой терроризма стал принятый в 2011 г. странами Центральной Азии на основе консенсуса Совместный план действий по реализации Глобальной контртеррористической стратегии ООН.

В честь десятилетия принятия вышеуказанного плана в ноябре этого года в Ташкенте по инициативе Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева планируется проведение международной конференции. Несомненно, данная конференция придаст новый импульс многостороннему сотрудничеству в борьбе с угрозами экстремизма и терроризма.

Более того, Таджикистан и Узбекистан, откликнувшись на призыв генерального секретаря ООН Антониу Гутерриша, последовательно выполняют резолюцию Совета Безопасности ООН о репатриации женщин и детей из конфликтных зон.
С 2019 г. Узбекистан вернул из зон вооруженных конфликтов (Сирии, Ирака и Афганистана) 438 граждан, а Таджикистан – 84 своих граждан.

Сегодня особую важность представляет вопрос расширения взаимовыгодного сотрудничества между специалистами наших стран в решении возникающих проблем в процессе реабилитации и реинтеграции граждан, возвращенных из лагерей на Ближнем Востоке. По оценкам экспертов, новизна проблематики, отсутствие общепризнанных научно-обоснованных методик и профильных специалистов в данной области требуют эффективного регионального взаимодействия для достижения целей программ, осуществляемых в этой области.

В-третьих, сотрудничество в борьбе с незаконным оборотом наркотиков, обеспечивающим финансовую подпитку терроризма и экстремизма и порождающим различные формы организованной преступности.

Сегодня наши страны уже наладили обмен информацией о наркоситуации, проводятся рабочие встречи и специальные мероприятия по линии пограничных ведомств, спецслужб и органов внутренних дел, осуществляется взаимодействие в рамках проектов Управления ООН по наркотикам и преступности, а также в формате ЦАРИКС, ШОС и СНГ.

Тем не менее, в условиях сохранения нестабильной ситуации в Афганистане и значительного упрощения режима пересечения госграницы между странами Центральной Азии вопрос борьбы с наркотрафиком требует нового уровня взаимодействия.

В этом контексте очень важно, что в рамках недавнего визита главы Узбекистана в Таджикистан было подписано Соглашение «О сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров» между МВД Узбекистана и Агентством по контролю за наркотиками при Президенте Республики Таджикистан. Вместе с тем, в целях обеспечения практической реализации данного соглашения сторонам, не останавливаясь на достигнутым, необходимо выработать совместную стратегию и общие планы по борьбе с наркотрафиком.

 В-четвертых, наряду с традиционными угрозами в настоящее время все больше актуализируется вопрос взаимодействия в сфере обеспечения кибербезопасности.

Трансформация терроризма и использование последних достижений ИКТ экстремистскими и террористическими организациями, то есть их переход в онлайн-пространство, качественно меняет вызовы и угрозы в данной сфере.
По данным мониторингового Центра «The SecDev Group», в 2020 г. выявлено более 500 отдельных каналов и платформ в соцсетях и мессенджерах, используемых экстремистскими организациями для вербовки центральноазиатской молодежи. По различным оценкам, общая аудитория данных каналов достигает 1 млн. пользователей.

На саммите ШОС в декабре 2020 г. глава Республики Узбекистан Ш.Мирзиёев, высказывая озабоченность по поводу возрастающей роли информационных технологий, социальных сетей в вербовке и радикализации молодежи, финансирования террористов, подчеркнул необходимость разработки новых механизмов взаимодействия в этом направлении.

Выступая на этом же заседании, Президент Республики Таджикистана Э.Рахмон заявил, что противодействие распространению радикальной идеологии, особенно среди молодёжи, а также использованию в преступных целях новых технологий, в том числе интернет-ресурсов, требует коллективных усилий. В этой связи становится актуальным активизация практического взаимодействия Таджикистана и Узбекистана по борьбе с угрозами кибербезопасности, а также по вопросам подготовки высококвалифицированных кадров для данной сферы.

Таким образом, активное взаимодействие Таджикистана и Узбекистана по противодействию современным вызовам и угрозам нацелено на укрепление региональной безопасности и стабильности, как самих двух стран, так и всей Центральной Азии. В этом ключе, оказывая позитивное влияние на политико-экономический климат региона, тесное и всеобъемлющее таджикско-узбекское сотрудничество является залогом устойчивого развития, благополучия и процветания народов ЦА.

 

Хидоятзода Комрони Джамолидин

Заместитель начальника Управления по изучению проблем региональной безопасности Центра стратегических исследований при Президенте Республики Таджикистан

Салямов Амир Насирович

Руководитель отдела Института
стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Республики Узбекистан