Часть 2
Сегодня для всех стран Центральной Азии актуален вопрос противодействия вызовам и угрозам терроризма, религиозного экстремизма, транснациональной преступности и наркотрафика. Кроме того, ряд нерешенных вопросов делимитации и демаркации государственных границ, совместного водопользования создают риски напряженности в регионе.
В этих условиях обеспечение стабильности и устойчивого развития в ЦА возможно лишь посредством углубления системного диалога и сотрудничества, основанного на принципах взаимного доверия и неделимости безопасности.
Ярким примером эффективного решения межгосударственных разногласий и обеспечения общей безопасности является взаимодействие между Узбекистаном и Таджикистаном. Благодаря твёрдой политической воле лидеров двух стран за короткий промежуток времени было решено большинство проблемных и «острых» вопросов, долгое время сдерживавших полноценную реализацию огромного двустороннего потенциала.
Доверительный диалог на высшем уровне заложил прочную основу для вывода отношений двух братских народов на стратегический уровень. Это нашло свое отражение в Договоре «О стратегическом партнерстве между Республикой Узбекистан и Республикой Таджикистан», подписанном в августе 2018 года в г. Ташкенте президентами Шавкатом Мирзиёевым и Эмомали Рахмоном в ходе государственного визита главы Таджикистана в Узбекистан.
С полной уверенностью можно констатировать, что последние годы для Ташкента и Душанбе стали поистине историческими и прорывными в деле достижения положительных результатов во многих сферах, включая сферу обеспечения региональной безопасности.
В частности, особого внимания заслуживает практически полное завершение (более 99%) процесса делимитации государственных границ между двумя странами, ставшее решающим вкладом Ташкента и Душанбе в обеспечение стабильности в Центральной Азии. Без сомнения, окончательное правовое оформление государственных границ между странами региона станет гарантией безопасности, откроет большие возможности для экономического и культурно-гуманитарного сотрудничества.
Более того, в настоящее время Узбекистан и Таджикистан успешно взаимодействуют в вопросах использования водных ресурсов трансграничных рек. Знаковыми событиями стали заявленные на высшем уровне планы совместного строительства Узбекистаном и Таджикистаном двух ГЭС на реке Зарафшан. Несомненно, это соответствует сложившимся тысячелетиями традициям дружбы и добрососедства между нашими братскими народами.
Безусловно, достигнутый высокий уровень взаимного доверия способствовал и укреплению сотрудничества в борьбе с современными вызовами и угрозами безопасности.
Впервые в истории узбекско-таджикских отношений в марте 2018 г. на правительственном уровне было подписано Соглашение о сотрудничестве в области безопасности
и противодействия преступности. Этот принципиально важный документ – еще один шаг на пути к выстраиванию эффективного взаимодействия в данной сфере.
Логическим продолжением в этом направлении стало возобновление многопланового сотрудничества между министерствами внутренних дел. Одним из значимых событий является создание Координационной рабочей группы по противодействию трансграничной преступности, незаконному обороту наркотиков, экстремизму и терроризму. В период 2017-2020 гг. проведено четыре заседания рабочей группы.
Подписанное в 2018 г. Соглашение о сотрудничестве между Службой государственной безопасности Узбекистана и Комитетом национальной безопасности Таджикистана открыло новый этап в деле усиления кооперации против современных вызовов и угроз регионального характера.
Одновременно наблюдается активизация сотрудничества между оборонными ведомствами. В 2018 году подписано «Соглашение о военном и военно-техническом сотрудничестве», внедрена практика принятия ежегодных Планов военного сотрудничества. Так, с 2018 года по сегодняшний день проведено 25 совместных мероприятий, в том числе 8 взаимных визитов высокопоставленных лиц оборонных ведомств, командно-штабные переговоры, совместные учения.
Сотрудничество между Узбекистаном и Таджикистаном затрагивает также область предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Ход реализации подписанного между Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан и Комитетом по чрезвычайным ситуациям и гражданской обороне при Правительстве Республики Таджикистан Соглашения обсуждается в рамках заседания Совместной коллегии между ведомствами двух стран. В 2017-2020 годы проведены 11 практических мероприятий в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций.
О высоком уровне взаимопонимания и сотрудничества в сфере безопасности свидетельствует также запуск в сентябре 2019 года механизма консультаций между советами безопасности Узбекистана и Таджикистана, а также внедрение практики принятия среднесрочных планов двустороннего сотрудничества в данной сфере. Этот механизм является подтверждением наличия решительного настроя сторон на расширение и углубление многопланового и разноуровневого сотрудничества в сфере безопасности.
Более того Ташкент и Душанбе плодотворно сотрудничают в рамках региональных и международных организаций, таких как Организация Объединенных Наций, Содружество Независимых Государств, Шанхайская организация сотрудничества.
В частности, таджикская сторона поддержала и вошла в число соавторов всех резолюций, инициированных Узбекистаном в сфере безопасности в рамках Генассамблеи ООН: 1) «Укрепление регионального и международного сотрудничества в целях обеспечения мира, стабильности и устойчивого развития в Центрально-Азиатском регионе»;
2) «Просвещение и религиозная толерантность».
Между тем, Ташкент и Душанбе выступают за дальнейшее развитие СНГ на основе взаимовыгодного партнерства, превращение его в эффективную и действенную площадку для решения актуальных вопросов обеспечения стабильности и безопасности на постсоветском пространстве. В данном контексте, Таджикистан поддержал инициативу, выдвинутую Президентом Узбекистана уважаемым Шавкатом Мирзиёевым на саммите СНГ, по проведению в 2021 г. Международного экспертного форума СНГ по вопросам обеспечения информационной безопасности.
Наши государства также активно взаимодействуют в рамках ШОС, выражая взаимную поддержку инициативам, направленным на укрепление безопасности в регионе Центральной Азии.
В частности, Узбекистан приветствовал предложение Таджикистана о создании Антинаркотического центра ШОС.
В целом, характер и масштабы вызовов и угроз региональной и международной безопасности требуют от государств активного взаимодействия и консолидированной позиции по эффективному противодействию. В этой связи, углубление и расширение сотрудничества между Узбекистаном и Таджикистаном во всех сферах, включая региональную безопасность, является ключевым фактором и залогом устойчивого развития Центральной Азии.
Салямов Амир Насирович
Руководитель отдела Института
стратегических и межрегиональных исследований
при Президенте Республики Узбекистан
Хидоятзода Комрони Джамолидин
Заместитель начальника Управления по изучению проблем региональной безопасности
Центра стратегических исследований при Президенте Республики Таджикистан
Предыдущее
Подходы Республики Таджикистан и Республики Узбекистан по обеспечению региональной безопасности в Центральной Азии
Сегодня, когда мир переживает кризис доверия, возрастают угрозы глобальной безопасности, сохраняются противоречия между крупными державами, в отдельных регионах наблюдается существенное усиление дестабилизирующих факторов, Таджикистан и Узбекистан...
28.07.2021