Часть 2
Сегодня для всех стран Центральной Азии актуален вопрос противодействия вызовам и угрозам терроризма, религиозного экстремизма, транснациональной преступности и наркотрафика. Кроме того, ряд нерешенных вопросов делимитации и демаркации государственных границ, совместного водопользования создают риски напряженности в регионе.
В этих условиях обеспечение стабильности и устойчивого развития в ЦА возможно лишь посредством углубления системного диалога и сотрудничества, основанного на принципах взаимного доверия и неделимости безопасности.
Ярким примером эффективного решения межгосударственных разногласий и обеспечения общей безопасности является взаимодействие между Узбекистаном и Таджикистаном. Благодаря твёрдой политической воле лидеров двух стран за короткий промежуток времени было решено большинство проблемных и «острых» вопросов, долгое время сдерживавших полноценную реализацию огромного двустороннего потенциала.
Доверительный диалог на высшем уровне заложил прочную основу для вывода отношений двух братских народов на стратегический уровень. Это нашло свое отражение в Договоре «О стратегическом партнерстве между Республикой Узбекистан и Республикой Таджикистан», подписанном в августе 2018 года в г. Ташкенте президентами Шавкатом Мирзиёевым и Эмомали Рахмоном в ходе государственного визита главы Таджикистана в Узбекистан.
С полной уверенностью можно констатировать, что последние годы для Ташкента и Душанбе стали поистине историческими и прорывными в деле достижения положительных результатов во многих сферах, включая сферу обеспечения региональной безопасности.
В частности, особого внимания заслуживает практически полное завершение (более 99%) процесса делимитации государственных границ между двумя странами, ставшее решающим вкладом Ташкента и Душанбе в обеспечение стабильности в Центральной Азии. Без сомнения, окончательное правовое оформление государственных границ между странами региона станет гарантией безопасности, откроет большие возможности для экономического и культурно-гуманитарного сотрудничества.
Более того, в настоящее время Узбекистан и Таджикистан успешно взаимодействуют в вопросах использования водных ресурсов трансграничных рек. Знаковыми событиями стали заявленные на высшем уровне планы совместного строительства Узбекистаном и Таджикистаном двух ГЭС на реке Зарафшан. Несомненно, это соответствует сложившимся тысячелетиями традициям дружбы и добрососедства между нашими братскими народами.
Безусловно, достигнутый высокий уровень взаимного доверия способствовал и укреплению сотрудничества в борьбе с современными вызовами и угрозами безопасности.
Впервые в истории узбекско-таджикских отношений в марте 2018 г. на правительственном уровне было подписано Соглашение о сотрудничестве в области безопасности
и противодействия преступности. Этот принципиально важный документ – еще один шаг на пути к выстраиванию эффективного взаимодействия в данной сфере.
Логическим продолжением в этом направлении стало возобновление многопланового сотрудничества между министерствами внутренних дел. Одним из значимых событий является создание Координационной рабочей группы по противодействию трансграничной преступности, незаконному обороту наркотиков, экстремизму и терроризму. В период 2017-2020 гг. проведено четыре заседания рабочей группы.
Подписанное в 2018 г. Соглашение о сотрудничестве между Службой государственной безопасности Узбекистана и Комитетом национальной безопасности Таджикистана открыло новый этап в деле усиления кооперации против современных вызовов и угроз регионального характера.
Одновременно наблюдается активизация сотрудничества между оборонными ведомствами. В 2018 году подписано «Соглашение о военном и военно-техническом сотрудничестве», внедрена практика принятия ежегодных Планов военного сотрудничества. Так, с 2018 года по сегодняшний день проведено 25 совместных мероприятий, в том числе 8 взаимных визитов высокопоставленных лиц оборонных ведомств, командно-штабные переговоры, совместные учения.
Сотрудничество между Узбекистаном и Таджикистаном затрагивает также область предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Ход реализации подписанного между Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан и Комитетом по чрезвычайным ситуациям и гражданской обороне при Правительстве Республики Таджикистан Соглашения обсуждается в рамках заседания Совместной коллегии между ведомствами двух стран. В 2017-2020 годы проведены 11 практических мероприятий в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций.
О высоком уровне взаимопонимания и сотрудничества в сфере безопасности свидетельствует также запуск в сентябре 2019 года механизма консультаций между советами безопасности Узбекистана и Таджикистана, а также внедрение практики принятия среднесрочных планов двустороннего сотрудничества в данной сфере. Этот механизм является подтверждением наличия решительного настроя сторон на расширение и углубление многопланового и разноуровневого сотрудничества в сфере безопасности.
Более того Ташкент и Душанбе плодотворно сотрудничают в рамках региональных и международных организаций, таких как Организация Объединенных Наций, Содружество Независимых Государств, Шанхайская организация сотрудничества.
В частности, таджикская сторона поддержала и вошла в число соавторов всех резолюций, инициированных Узбекистаном в сфере безопасности в рамках Генассамблеи ООН: 1) «Укрепление регионального и международного сотрудничества в целях обеспечения мира, стабильности и устойчивого развития в Центрально-Азиатском регионе»;
2) «Просвещение и религиозная толерантность».
Между тем, Ташкент и Душанбе выступают за дальнейшее развитие СНГ на основе взаимовыгодного партнерства, превращение его в эффективную и действенную площадку для решения актуальных вопросов обеспечения стабильности и безопасности на постсоветском пространстве. В данном контексте, Таджикистан поддержал инициативу, выдвинутую Президентом Узбекистана уважаемым Шавкатом Мирзиёевым на саммите СНГ, по проведению в 2021 г. Международного экспертного форума СНГ по вопросам обеспечения информационной безопасности.
Наши государства также активно взаимодействуют в рамках ШОС, выражая взаимную поддержку инициативам, направленным на укрепление безопасности в регионе Центральной Азии.
В частности, Узбекистан приветствовал предложение Таджикистана о создании Антинаркотического центра ШОС.
В целом, характер и масштабы вызовов и угроз региональной и международной безопасности требуют от государств активного взаимодействия и консолидированной позиции по эффективному противодействию. В этой связи, углубление и расширение сотрудничества между Узбекистаном и Таджикистаном во всех сферах, включая региональную безопасность, является ключевым фактором и залогом устойчивого развития Центральной Азии.
Салямов Амир Насирович
Руководитель отдела Института
стратегических и межрегиональных исследований
при Президенте Республики Узбекистан
Хидоятзода Комрони Джамолидин
Заместитель начальника Управления по изучению проблем региональной безопасности
Центра стратегических исследований при Президенте Республики Таджикистан
Предыдущее
Сегодня, когда мир переживает кризис доверия, возрастают угрозы глобальной безопасности, сохраняются противоречия между крупными державами, в отдельных регионах наблюдается существенное усиление дестабилизирующих факторов, Таджикистан и Узбекистан...
28.07.2021