На прошедшем в Вашингтоне международном форуме, посвященном обеспечению свободы вероисповедания, мировое сообщество высоко оценило реализуемые в Узбекистане реформы по продвижению религиозных свобод.
Как отметил Госсекретарь США Майк Помпео, «когда процветает религиозная свобода, процветает страна. Пример тому – Узбекистан. Принятые в Узбекистане решения по вопросам религиозных свобод как никогда ранее возымеют положительное поступательное воздействие на страну, ее общество и в целом на весь регион».
Аналогичные мнения были высказаны такими авторитетными экспертами, как посол по особым поручениям в сфере религиозных свобод Сэм Браунбэк, президент Института глобального вовлечения Джеймс Чен, директор по Центральной Азии Совета национальной безопасности США Джон Колберт.
По оценкам экспертов, 83 процента населения мира сталкиваются с серьезными ограничениями в свободе мысли, совести и религии. Преследования, репрессии и дискриминация на основе религии, убеждений или неверия – повседневная реальность во многих странах.
Каковы особенности политики Узбекистана в религиозной сфере?
Принцип равенства
Национальная законодательная система создает равные условия для представителей всех 16 конфессий, проживающих в стране.
Конституция гарантирует свободу совести и убеждений, соответствующая правовая база создает условия для удовлетворения религиозных потребностей всех граждан, позволяет обеспечить права и интересы граждан, независимо от национальной и религиозной принадлежности, эффективно противодействовать дискриминации по данным признакам.
Важной особенностью религиозной жизни современного Узбекистана выступает недопустимость установления преимуществ или ограничений для одной религии или вероисповедания по отношению к другим.
Задачи по дальнейшему укреплению свободы совести нашли отражение в Стратегии действий. Пятое направление предусматривает цели по обеспечению безопасности, межнационального согласия и религиозной толерантности, осуществлению взвешенной, взаимовыгодной и конструктивной внешней политики. В соответствии с ним в сфере религии уже принято более 50 законодательных актов и 25 практических решений.
Политика Узбекистана в отношении межнационального и межконфессионального согласия полностью соответствует Всеобщей декларации прав человека и другим международным актам.
Единство
Во многих точках мира обостряются межконфессиональные противоречия.
Они в основном связаны с ущемлением прав религиозных меньшинств. В этих условиях в Узбекистане вопросы защиты прав и свобод человека, безопасности, межрелигиозного и межконфессионального согласия стали главным содержанием нового политического курса.
В 2018 году согласно постановлению Президента утвержден новый состав Совета по делам конфессий. Это общественно-консультативный орган при Комитете по делам религий, который расширился с 9 до 17 членов, представляющих практически все религиозные конфессии, зарегистрированные в Узбекистане. Новыми членами стали руководители таких немногочисленных религиозных организаций, как «Христиане-адвентисты седьмого дня», Библейское общество Узбекистана, «Общество кришнаитов», «Свидетели Иеговы» и другие.
В совете обсуждается текущее положение религиозно-социальных процессов в Узбекистане, вырабатываются рекомендации Комитету по делам религий, который является уполномоченным государственным органом в решении задач обеспечения прав граждан на свободу совести и вероисповедания, равенства, регулирования отношений, связанных с деятельностью религиозных организаций.
В общей сложности в Узбекистане насчитывается 175 христианских организаций, 8 еврейских общин, 6 общин бахаи, одна организация «Свидетели Иеговы», одно общество кришнаитов и один буддийский храм, а также межконфессиональное Библейское общество Узбекистана.
Правительство концентрирует внимание на налаживание конструктивного диалога и сотрудничества с международными организациями и экспертами в данной сфере. В ходе визитов Верховного комиссара ООН по правам человека Зейд Раад аль Хусейна и Верховного комиссара ОБСЕ по делам нацменьшинств Ламберто Заньера обсуждено текущее состояние дел, дана высокая оценка реформам в нашей стране. По итогам посещения специального докладчика ООН по вопросу о свободе религии и убеждений Ахмеда Шахида парламентом Узбекистана принят отдельный документ о реализации комплекса мероприятий в сфере религии.
Светский путь
Узбекистан концентрирует усилия на пресечении радикализации и сохранении светской политики.
Светское государство – не значит атеистическое, поскольку реализуется модель отделения религии от государства. Вместе с тем Узбекистан уделяет особое внимание удовлетворению основных религиозных потребностей всех верующих. Каждый год при всесторонней помощи правительства граждане совершают паломничество по святым местам: мусульмане – в Мекку и Медину, христиане – в Россию, Грецию и Израиль, иудеи – в Израиль. Им оказывается всесторонняя помощь, организуются специальные чартерные авиарейсы, медицинские услуги, быстрое и беспрепятственное оформление визовых документов.
За годы независимости более 115 тысяч мусульман Узбекистана получили возможность совершить хадж, более 90 тысяч – умру (малый хадж), около 2 тысяч христиан – паломничество в Россию, Грецию и Израиль, святые места для христиан и иудеев.
Разные религиозные общины Узбекистана сформировали свои организационные структуры, что дало возможность верующим свободно совершать обряды и выполнять установки своего вероисповедания.
Инициативы
Внешнеполитические инициативы Президента Шавката Мирзиёева в религиозной сфере получают международную поддержку и созвучны идеям руководителей многих государств.
Экспертное сообщество отмечает беспрецедентную активность Узбекистана по продвижению в рамках ООН и других международных организаций важных инициатив в сфере региональной безопасности, толерантности и самореализации молодежи.
Выступая на 72-й сессии Генассамблеи ООН, Шавкат Мирзиёев предложил принять специальную резолюцию «Просвещение и религиозная толерантность», нацеленную на содействие утверждению взаимного уважения, религиозной свободы, защите прав верующих, недопущению их дискриминации.
Невежество и религиозная нетерпимость являются одним из факторов радикализации граждан и общества в целом. В рамках инициативы Президента запущена национальная идея просвещенного ислама, поскольку более 90 процентов населения страны исповедует ислам. В целях глубокого изучения и широкой пропаганды богатого научного и духовного наследия созданы Центр исламской цивилизации, международный научно-исследовательский центр Имама Термизий, международный научно-исследовательский центр Имама Бухари в Самарканде, который будет в равной степени ориентироваться на религиозные и светские знания.
В данном контексте следует отметить схожесть позиций с видением руководителей США, Саудовской Аравии. В мае 2017 года в ходе официального визита Президента США в Саудовскую Аравию был открыт Глобальный центр по противодействию экстремистской идеологии в Эр-Рияде. Идея – посредством продвижения диалога культур и цивилизаций, а также религиозной терпимости не допустить распространения радикализма.
Новые угрозы международного терроризма и насильственного экстремизма в разных частях мира обуславливают необходимость активизации совместных усилий. В этой связи Узбекистан концентрирует внимание международного сообщества на ключевых проблемах молодежи, поскольку религиозные экстремистские организации рассматривают молодых в качестве основного «стратегического ресурса».
На саммите глав государств ШОС в городе Циндао по инициативе Президента Узбекистана было принято обращение к молодежи. В нем указывается, что молодежь становится объектом пристального внимания деструктивных сил, подвергается массированному информационному, идеологическому и психологическому воздействию. Руководители стран ШОС отметили, что для эффективного отражения данных угроз в отношении молодежи и укрепления гражданского иммунитета к радикальным идеям необходимо дополнять усилия государств потенциалом общественных структур, СМИ, религиозных общин, образовательных и научных учреждений государств–членов ШОС.
Среди приоритетных задач и целей в данном направлении значится развитие культуры толерантности и гуманизма, укрепление межнационального и гражданского согласия, взаимопонимания, воспитание патриотизма, умения вести межконфессиональный диалог.
Эффект профилактики
В целях поддержания свободы вероисповедания и предотвращения религиозного экстремизма в стране реализуется обновленная система профилактики правонарушений, основанная на выявлении и борьбе в первую очередь с истоками зла.
Она предусматривает совершенствование механизмов противодействия преступности и профилактики правонарушений, в том числе усиление организационно-практических мер по борьбе с насильственным экстремизмом, терроризмом и другими формами организованной преступности. За 7 месяцев 2018 года количество зарегистрированных преступлений террористической направленности среди лиц до 30 лет снизилось более чем на 60 процентов по сравнению с аналогичным периодом 2017 года.
Данная система привлекает внимание экспертов многих стран. Международные и региональные структуры инициируют проведение разных мероприятий в Узбекистане. Так, 11–12 июня 2018 года в Ташкенте и Самарканде по инициативе ОБСЕ и ООН организована международная конференция в целях разработки политических рекомендаций по привлечению и расширению возможностей молодежи в предотвращении насильственного экстремизма и радикализации, ведущих к терроризму.
По мнению зарубежных специалистов, реализация превентивных мер и профилактика являются наиболее действенными мерами нейтрализации растущих вызовов насильственного экстремизма и терроризма, при этом они отмечают успешность такой системы.
По мнению исследователей Института политики безопасности и развития (Швеция), Президент Узбекистана перекалибрировал религиозную политику, перейдя от оборонительной к наступательной стратегии. Поддерживая светский характер государства, законы и систему образования, Шавкат Мирзиёев также уделяет все большее внимание поощрению толерантной исламской традиции, укорененной в Центральной Азии и называемой «просвещенным исламом».
Новая модель диалога
История Узбекистана действительно полна примеров интенсивного и продуктивного межконфессионального диалога, и взаимодействия, социокультурного взаимопроникновения, межэтнической толерантности. На территории современного Узбекистана на протяжении веков сосуществовали разные религиозные системы – зороастризм, буддизм, манихейство, маздакизм. Атмосфера толерантности проявлялась на земле Узбекистана еще в древности.
Распространенная в VIII веке в Центральной Азии исламская религия, соприкасаясь с местными этическими нормами, национальными традициями и обрядами, местной культурой и образом жизни, закрепилась в форме ханафитского мазхаба, известного толерантным учением. Примечательно, что в истории независимого Узбекистана не наблюдалось нарастания конфликтов на межконфессиональной почве.
Политика Узбекистана в сфере религии сконцентрирована на межконфессиональном диалоге. Она характеризуется толерантностью, то есть взаимоуважением и миролюбием граждан по отношению к людям иной веры.
Новая модель выстраивания отношений представителей разных религий основывается на сбалансированном подходе и равенстве всех верующих перед законом и государством. Ее успешность – важный фактор стабильности и безопасности Узбекистана.
Тимур АХМЕДОВ,
и. о. руководителя отдела Института стратегических
и межрегиональных исследований при Президенте Республики Узбекистан.
Источник: xs.uz
Предыдущее
Узбекистан призывает к консолидации усилий в преодолении Аральского кризиса
24 августа 2018 года в Туркменистане пройдет саммит глав государств — учредителей Международного фонда спасения Арала (МФСА). Предполагается, что будут определены направления совершенствования деятельности организации и конкретные шаги по активизации сотрудничества в деле скоординированного управления ...
06.09.2018Следующее
Центральная Азия в системе международных транспортных коридоров: взгляд из Узбекистана
В сентябре Ташкент превратится в международную экспертную площадку выработки идей и предложений по дальнейшему развитию транспортных проектов в Центральной Азии: в столице пройдет международная конференция на тему «Центральная Азия в системе международных транспортных коридоров: стратегические перспективы и нереализованные возможности»
06.09.2018