СНГ в фокусе внешней политики Узбекистана

Развитие отношений со странами и институтами СНГ является одним из важных приоритетов внешней политики Узбекистана.

С момента образования СНГ Узбекистан последовательно укрепляет плодотворное сотрудничество со странами-участницами во всех направлениях, участвует в развитии транспортно-коммуникационных сетей, хозяйственных связей, как в многостороннем, так и в двустороннем форматах.

В рамках Содружества Узбекистан активно участвует в деятельности его 65 отраслевых структур, целевые задачи которых отвечают национальным интересам и представляют практическую значимость для нашей страны. Успешно работает институт Постоянного представительства Узбекистана при СНГ. За последние семь лет Узбекистан присоединился к 24 ранее подписанным многосторонним документам, 22 решениям высших органов СНГ и более чем 20 органам отраслевого сотрудничества.

Сегодня Узбекистан, как отмечал Президент Ш.М.Мирзиёев, рассматривает СНГ не просто как «площадку для диалога, обмена мнениями и сверки часов, а как важнейший институт практического взаимодействия».

Необходимо отметить, что именно с избранием Шавката Миромоновича на пост Президента Узбекистан кардинально изменил подходы к сотрудничеству в рамках СНГ, стал играть проактивную роль в интеграционных процессах на пространстве Содружества. В настоящее время Узбекистан принимает деятельное участие в работе всех уставных органов СНГ, присоединившись ко всем механизмам отраслевого сотрудничества. Признанием высокого вклада в развитие многостороннего сотрудничества в рамках СНГ стало награждение Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева Почётным знаком СНГ на заседании глав государств СНГ 13 октября 2023 года в Бишкеке.

В частности, с 2017 года наша страна выдвинула в рамках СНГ 90 практических предложений, направленных на дальнейшее развитие взаимодействия по самому широкому спектру вопросов в политической, экономической и культурно-гуманитарной сферах, а также в области безопасности. Причём на сегодняшний день 80 из них были реализованы.

Активизировался обмен визитами на высшем и высоком уровне со странами СНГ, что также свидетельствует о приверженности Ташкента раскрытию огромного разнопланового потенциала Содружества, поддержанию многостороннего диалога и сотрудничества, мира и стабильности на евразийском пространстве.

Свидетельством твёрдого настроя Узбекистана на долгосрочное взаимодействие в рамках Содружества и полное задействование всех его возможностей стало утверждение более 50 важных программных документов в ходе председательства Узбекистана в СНГ в 2020 году, прежде всего принятие Концепции дальнейшего развития СНГ и Стратегии экономического развития СНГ до 2030 года.

Государства СНГ выступают естественными партнёрами, соседями и друзьями, с которыми Узбекистан разделяет общее пространство развития и безопасности, от чего безусловно зависит будущее всей Евразии.

В данном контексте, на передний план выдвигается формирование общего самодостаточного экономического пространства. В этой связи важное значение приобретает создание безбарьерной среды взаимной торговли, интегрированной архитектуры транспортно-логистической взаимосвязанности, углубление промышленной кооперации, достижение энергетической самообеспеченности, запуск новых совместных наукоемких и технологичных производств. Только за последние месяцы с партнерами из стран СНГ запущено более 800 новых предприятий. Кроме того, принят План действий по оптимизации инфраструктуры и развитию международных транспортных коридоров, проходящих по территории государств-участников СНГ на период до 2030 года.

Важно подчеркнуть, что страны Содружества остаются одними из важнейших экономических партнёров нашего государства – на их долю приходится почти 33% всего объёма внешней торговли республики или 17 миллиардов долларов. В январе-августе 2025 года объем товарооборота между Узбекистаном и государствами Содружества увеличился на 12,3%. 

В этом плане ключевым залогом успеха становится объединение научно-технологического потенциала стран Содружества. Совместное технологическое развитие государств СНГ, совместный переход на рельсы цифрового развития несомненно будут способствовать формированию единого инновационного пространства Содружества и обеспечению технологического суверенитета наших стран. Так, в апреле этого года в рамках Международной промышленной выставки «Иннопром» в городе Ташкент состоялся первый Форум инновационного развития СНГ и 35-е заседание Межгосударственного совета по сотрудничеству в научно-технической и инновационной сферах государств-участников Содружества.

Важно отметить, что интерес Узбекистана к сохранению и углублению хозяйственных связей, в том числе на региональном уровне, обусловлен не только исторически сложившимся взаимопереплетением экономик стран СНГ, но и жёсткой конкуренцией на мировом рынке, которая диктует необходимость защиты национального товаропроизводителя. 

Мировая практика показывает, что лишь при условии совместной адаптации к геоэкономическим реалиям, скоординированного участия в решении общемировых экономических проблем, государства СНГ смогут дать действенный ответ на вызовы глобализации. В этих целях в сентябре 2024 года в Ташкенте организована представительная международная конференция аналитических центров стран Содружества на тему «Новая повестка для долгосрочного сотрудничества». 

Кроме того, одним из важных направлений долгосрочного взаимодействия выступает выработка новых консолидированных мер по смягчению последствий и адаптации к изменению климата, которое все более подрывает естественные основы жизнедеятельности наших государств. Необходимо подчеркнуть, что Узбекистан уделяет серьёзное внимание вопросу адаптации к изменению климата. Так, в 2023 году глава нашей страны предложил разработку Региональной стратегии по адаптации к изменению климата, а на 78-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН – резолюцию «Центральная Азия перед лицом глобальных климатических угроз: солидарность во имя общего процветания».

С этим непосредственно связана и актуальность более эффективного взаимодействия в продовольственной сфере, которая в условиях глобальной турбулентности на мировом рынке диктует необходимость поиска практических механизмов по обеспечению продовольственной безопасности стран СНГ. 

Следует отметить, что за последние 30 лет страны СНГ реализовали ряд совместных проектов в аграрной сфере, включая создание механизмов управления продовольственными резервами и оказание взаимной помощи в области техники и семенного материала. Так, 13 октября 2023 года на заседании Совета глав государств СНГ президент Узбекистана выдвинул инициативу по разработке Программы сотрудничества государств – участников СНГ в сфере продовольственной безопасности.

Вместе с тем, важно то, что скрепляющим каркасом Содружества выступает общность социально-культурных ценностей, культурно-исторического наследия. В этой связи необходимо не только сохранить это достояние, но и преумножать его посредством всестороннего развития культурно-гуманитарных и научно-образовательных связей. Так, в качестве признания эффективности проводимой Узбекистаном молодёжной политики и действенности международных инициатив в данном направлении в 2024 году Ташкент был объявлен Молодёжной столицей, а Самарканд – культурной столицей СНГ.

В целом, учитывая многогранный характер исторических связей и общие для всех стран-участниц цели, интеграция в рамках Содружества является для Узбекистана безусловным приоритетом. СНГ для Узбекистана – важнейший институт практического взаимодействия в приоритетных сферах, а страны- участницы Содружества – естественные партнёры, соседи и друзья.

Участие Узбекистана в деятельности СНГ, всеобъемлющее взаимодействие по всем вопросам повестки организации, акцент на практическую отдачу и опора на принципы взаимного уважения и учёта интересов друг друга будет и далее способствовать сохранению Содружества как пространство диалога, взаимовыгодного сотрудничества и поступательного развития.

Алексей Кустов,

Главный научный сотрудник ИСМИ при Президенте Республики Узбекистан

Ирода Имамова,

Ведущий научный сотрудник ИСМИ при Президенте Республики Узбекистан