Центральная Азия и Россия: эпоха прагматизма и новых инвестиций

 

В период глобальных геополитических перемен отношения государств Центральной Азии (ЦА) с Россией выходят на качественно новый уровень, становясь одним из ключевых внешнеполитических приоритетов этих стран. При этом стороны активно развивают взаимовыгодное и многоплановое сотрудничество во всех сферах деятельности.

Одним из важных инструментов политического взаимодействия и углубления сотрудничества является действующий с 2019 года диалоговый формат «Центральная Азия + Россия» («ЦА+РФ»). Выведение данной платформы на уровень глав государств в 2022 году стало знаменательным событием.

Формат призван интенсифицировать партнёрство, основанное на прочной нормативно-правовой базе из более чем 900 двусторонних и многосторонних документов, 70% которых касаются сферы экономики. О востребованности и практической важности этого формата свидетельствует проведение его очередного саммита 10 октября текущего года в г. Душанбе. 

Более того, политический диалог активно переходит в новые измерения: в мае 2022 года в Ашхабаде были проведены Межпарламентский форум, а также заседание Диалога женщин стран Центральной Азии и России. Таким образом, формат «ЦА+РФ» знаменует собой не просто новую веху стратегического развития, но и обеспечивает основу для дальнейшего расширения сотрудничества. 

Партнёрство демонстрирует значительные практические успехи, особенно в экономике. Динамичный подъём переживает экономическое партнёрство, активно превращая регион в локомотив евразийской торговли. 

Взаимный товарооборот между Россией и странами ЦА за 2022–2024 годы вырос на 21% – с $37 до $45 млрд, то есть на РФ сегодня приходится более 30% всей внешней торговли стран региона.

Российский капитал сохраняет устойчивое присутствие в центральноазиатских странах. Согласно заявлению первого вице-премьер-министра РФ Д. Мантурова, инвестиции в экономику стран Центральной Азии за 2024 год составили около $10 млрд

По официальной статистике, за 2022-2025 годы число компаний с российским капиталом увеличилось на 41% – с 17 тыс. до 24 тыс. Данные предприятия осуществляют деятельность в секторах логистики, финансов, промышленности, розничной торговли и электронной коммерции.

Одной из ведущих форм интенсификации экономических отношений и роста торговли стали Межрегиональные форумы, проводимые с участием глав государств. Эта практика, налаженная с Узбекистаном и Казахстаном, способствовала углублению экономических связей России с обоими государствами.  

Согласно официальным данным, на сегодняшний день сотрудничество с Казахстаном поддерживают 76 российских регионов, с Кыргызстаном – 71 регион, с Таджикистаном – 80, с Туркменистаном – 60 и Узбекистаном – 75. В совокупности, именно на долю российских регионов приходится 70% всего товарооборота России с этими странами.

Активно развивается партнёрство в энергетической сфере. Углубление сотрудничества направлено на создание устойчивых энергосистем через новые генерирующие мощности, внедрение цифровых технологий и расширение транспортных маршрутов, что подтверждается рядом знаковых проектов.

В октябре 2023 года был дан старт поставкам российского газа в Узбекистан через Казахстан с планами увеличить объём экспорта до 11 млрд куб. м к 2026 г. 

Ведутся переговоры о подключении российской Единой энергетической системы (ЕЭС) к объединённой энергосистеме Центральной Азии. 

Успешно реализуются и другие флагманские проекты, включая модернизацию ТЭЦ в Алматы, Бишкеке и Душанбе, а также строительство Сангтудинской ГЭС-1 в Таджикистане, двух гидроаккумулирующих и солнечных электростанций в Узбекистане.

Особое внимание уделяется проектам в сфере мирного атома. В сентябре текущего года Узбекистан и Россия подписали соглашения о строительстве АЭС с двумя крупными и двумя малыми реакторами. Согласно прогнозам, к 2035 году станция сможет производить более 15 млрд кВт⋅ч электроэнергии. В августе текущего года Россия и Казахстан дали старт строительству первой в республике АЭС вблизи посёлка Улькен Алма-Атинской области. Эти комплексные шаги демонстрируют переход партнёрства на совершенно новый, стратегический уровень. 

Страны Центральной Азии и Россия активно взаимодействуют в развитии транспортно-транзитных и логистических коммуникаций, включая коридор «Север-Юг». Сегодня Центральная Азия – это ключевое звено евразийской торговли, где объём транзита с 2013 г. вырос более чем вдвое, превысив 80 млн тонн в год. 

Традиционно РФ является главным партнёром региона: через её территорию в среднем проходило 70-75% экспортно-импортных потоков стран региона, включая поставки углеводородов, сельскохозяйственной и другой продукции.

По оценкам Евразийской экономической комиссии, увеличение транзита позволит создать более 200 тыс. рабочих мест в Узбекистане, удвоить доходы Казахстана до $5 млрд к 2030 г. и снизить стоимость импорта в Кыргызстане и Таджикистане на 15–20%. 

Россия активно инвестирует как в сухопутные, так и в авиационные маршруты. О приоритетности авиационной интеграции свидетельствуют начавшиеся в 2024 году переговоры по формированию единого евразийского авиационного пространства.

Идёт активное сопряжение маршрутов: Ташкент и Алматы уже интегрированы в маршрутные сети «Аэрофлота» и «России».

Параллельно внедряются цифровые решения, в частности, разрабатывается унифицированная система электронных накладных, которая позволит на 30% сократить время обработки грузов.

К 2035 г. транзит через ЦА может вырасти до 150 млн тонн, что требует создания общего цифрового контура управления потоками. Ввиду этого долгосрочной экономической и геополитической необходимостью является совместное развитие региональной транспортной логистики.

Вместе с тем, отношения России и Центральной Азии также отличаются широким интенсивным культурно-гуманитарным взаимодействием, ключевым элементом которого выступает образование. 

РФ поддерживает сеть Центров науки и культуры по всему региону и активно расширяет образовательное присутствие. В странах ЦА успешно функционируют 27 филиалов ведущих российских университетов, включая МГУ, МГИМО, РЭУ им. Плеханова, а также двусторонние вузы. 

По различным оценкам, ежегодно в России обучается около 160 тыс. студентов из ЦА, 60 тыс. из них – на бюджетной основе.

Тем не менее, несмотря на достигнутый уровень, насыщенное и многоплановое взаимодействие между Россией и странами ЦА ещё не достигло полной реализации своего потенциала и обладает значительными перспективами развития в следующих областях. 

Во-первых, ключевым направлением является укрепление промышленного и энергетического потенциала. Оно включает совместную разработку богатейших месторождений стратегического сырья, а также модернизацию энергетической инфраструктуры и совместное производство в сфере машиностроения. Для стран Центральной Азии это означает гарантированный доступ к современным российским технологиям, что обеспечит устойчивость национальных экономик.

Во-вторых, значительные перспективы открываются в области цифровой трансформации и создания «умных» городов. На фоне быстрой урбанизации Россия обладает экспертизой и технологиями в области интеллектуального управления транспортом, коммунальной инфраструктурой и предоставления государственных услуг («Электронное правительство»). 

По оценкам экспертов, внедрение ИКТ в городах может увеличить ВВП на 3-5% за счёт повышения производительности и сокращения издержек. Поэтому сотрудничество в этой отрасли может принести значительные экономические дивиденды странам Центральной Азии. 

В-третьих, важным фокусом является укрепление продовольственной безопасности через сотрудничество в агропромышленном комплексе. Инвестиции в АПК и передача технологий помогут повысить эффективность сельского хозяйства и расширить возможности региона для экспорта продукции.

Таким образом, нынешнее многогранное сотрудничество России с Центральной Азией носит прагматичный, стратегически выверенный характер и имеет значительный потенциал. Постоянное углубление диалога на всех уровнях – от межпарламентских форумов до развития культурно-гуманитарных проектов – закладывает прочную основу долгосрочному выгодному для всех сторон взаимодействию.

Лобар Умарова

Главный научный сотрудник Института стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Республики Узбекистан