Ведущая консалтинговая компания McKinsey опубликовала доклад «Риск, устойчивость и разбалансировка цепочек добавленной стоимости», посвящённый анализу состояния и перспектив развития глобальных цепочек поставок товаров и услуг.
I. Как отмечается в документе, в последние два десятилетия цепочки добавленной стоимости стали более длинными и сложными. С 2000 г. стоимость промежуточных товаров, продаваемых во всём мире, утроилась и составила более 10 трлн. долл. в год. Компании, успешно внедрившие глобальную модель производства, добились улучшений в таких показателях, как уровни запасов, своевременные и полные поставки и более короткие сроки выполнения заказов.
Вместе с тем сложные производственные цепочки были разработаны для обеспечения эффективности, снижения себестоимости и близости к потребительским рынкам, но не их устойчивости. Как результат, нынешние глобальные цепочки поставок функционируют в условиях, когда сбои происходят регулярно. По некоторым оценкам, сбои в цепочке поставок продолжительностью 1 месяц и дольше будут происходить каждые 3,7 года, а финансовые потери постоянно расти.
II. В этом контексте McKinsey отмечает, что пандемия COVID-19 нанесла серьёзный удар по глобальным цепочкам поставок.
По оценкам компании, стодневная мировая изоляция оказалась вдвое убыточней гипотетической мировой войны (15 трлн. долл.) и втрое – кризиса 2009 г. (10 трлн. долл.). Ограничения, введённые странами в связи с пандемией, распространили риски прерывания поставок практически на всю глобальную экономику, затронув отрасли, для которых ранее они существенными не были (авиатранспорт, автопром), и резко увеличили уязвимость остальных.
Согласно «рейтингу уязвимости» McKinsey, негативному влиянию пандемии COVID-19 больше подвержены трудоёмкие производственно-сбытовые цепочки. В частности, производство одежды, транспортных средств, компании ТЭК и добывающие сектора, на которые приходятся 4,4 трлн. долл. глобального экспорта (25% всей мировой торговли) и заметные доли занятости. К примеру, по данным Международной организации труда, из пяти наиболее уязвимых производственно-сбытовых цепочек на одежду приходится наибольшая доля занятости – не менее 25 млн. рабочих мест во всем мире.
Подверженность различным типам потрясений резко различается в зависимости от цепочки создания стоимости.
В частности, аэрокосмическая промышленность и полупроводники подвержены кибератакам и торговым спорам из-за высокого уровня оцифровки, НИОКР, капиталоемкости и подверженности потокам цифровых данных. Однако обе производственно-сбытовые цепочки относительно мало подвержены влиянию климатических изменений. Наоборот цепочки поставок в сфере производства продуктов питания сильно зависят от климатических изменений.
III. По мнению аналитиков McKinsey, в перспективе все отрасли в той или иной степени будут находиться под влиянием различных рисков, даже те, что в период пандемии продемонстрировали свою значимость. В частности, фармацевтика относительно менее уязвимая во время пандемии, чем большинство других отраслей, в будущем может столкнуться с усилением торговой напряженности, а также с изменениями в нормативной базе и политике, если правительства примут меры, направленные на более активную защиту здоровья населения. При этом подчеркивается, что многие недорогие и базовые субстанции фармацевтических препаратов производятся преимущественно в Китае и Индии.
Продовольственная промышленность и сельское хозяйство также имеют относительно низкий уровень восприимчивости к срывам в цепочках поставок поскольку рассредоточены по всему миру. Тем не менее, эти производственно-сбытовые цепочки подвержены стрессам, связанным с климатическими изменениями, которые со временем могут только усиливаться. В целом, в настоящее время существует 180 глобальных продуктов, 70% экспорта которых приходится на одну страну.
IV. Согласно исследованию, оперативный выбор может повысить или уменьшить уязвимость перед различными потрясениями. К примеру, производство «точно в срок», закупка у одного поставщика и использование индивидуальных ресурсов с небольшим количеством заменителей увеличивает возможность срыва цепочек поставок и соответственно восстановительный период отраслей экономики. Для повышения устойчивости цепочек поставок McKinsey предлагает следующие меры.
1. Реструктуризация сети поставщиков и перенос производств в новые страны. По мнению экспертов McKinsey, одним из наиболее важных мер является повышение избыточности сетей поставщиков. Опора на единый источник критических компонентов или сырья может быть уязвимостью.
По оценкам McKinsey, масштабы потенциального географического перераспределения производств (импортозамещение, перенос выпуска в более близкие страны и в новые локации) в ближайшие 5 лет оценивается в 16-26% годовой глобальной торговли (2,9-4,6 трлн. долл.). Наибольшим потенциалом для перемещения в новые регионы обладают нефтепроизводство, текстильная промышленность и фармацевтика.
2. Усиление возможностей управления рисками
и повышение прозрачности. Отмечается, что большинство крупных компаний не имеют достаточной информации о своих поставщиках первого уровня и некоторых крупных поставщиках второго уровня. В данном контексте предлагается создание т.н. карты поставщиков – всеобъемлющего представления о цепочке поставок с помощью подробного сопоставления подуровней. Составление карты поставщиков позволит компаниям расположенным как выше, так и ниже по цепочке правильно оценивать потенциал своих производственных мощностей, финансовую стабильность и выстраивать выверенные планы обеспечения непрерывности бизнеса.
3. Повышение операционных и финансовых возможностей реагировать на потрясения и быстро восстанавливаться после них. В частности, компания Nike использовала прогнозную аналитику для выборочной уценки товаров и сокращения производства на раннем этапе пандемии COVID-19, чтобы минимизировать ее воздействие на финансовое положение. Компания также смогла перенаправить продукты из обычных магазинов в продажи через электронную коммерцию, частично за счет прямых продаж через собственное приложение в Интернете. В результате Nike пережила меньшее падение продаж, чем ее основные конкуренты.
4. Разработка продуктов с общими компонентами и отказ от использования в готовых продуктах нестандартных деталей. В частности, производители автомобилей, внедрив модульные производственные платформы, которые используют общие компоненты для разных производственных линий, смогли, несмотря на общий спад отрасли, сохранить цепочки поставок для более динамичного посткарантийного восстановления.
Предыдущее
О ситуации вокруг распространения коронавируса в мире
Эпидемиологическая ситуация в мире остается все еще тревожной. За последние сутки прирост составил более 220 тыс. новых случаев заражения.
24.08.2020Следующее
О развитии Т-клеток у переболевших коронавирусом
Группа учёных из Швеции провела исследование, результаты которого показали, что у переболевших COVID-19 развиваются Т-клетки...
24.08.2020