О планах по возобновлению деятельности школ в ФРГ

В преддверии начала нового учебного года, возобновление обучения в школах в очной форме стало одной из самых обсуждаемых тем во многих странах. В связи с этим, Генеральный секретарь ООН А.Гутерриш выступил с заявлением и подчеркнул, что «восстановление нормального учебного процесса должно стать первоочередной задачей, как только распространение COVID-19 на местах будет поставлено под контроль».

По мнению А.Гутерриша, из-за закрытия школ мир столкнулся с «катастрофой поколений, которая может растратить неисчислимый человеческий потенциал, подорвать десятилетия прогресса и усугубить укоренившееся неравенство». При этом, по словам Генсека ООН, «обеспечение безопасности учащихся в классной комнате должно быть главным приоритетом, и консультации с родителями, опекунами, учителями являются основополагающими» для принятия решений. По данным ООН, по состоянию на июль т.г. школы были закрыты примерно в 160 странах, что затронуло более 1 млрд. учащихся, в то время как, по меньшей мере, 40 млн. детей пропустили дошкольное образование.

I. В ряде стран уже выработаны национальные рекомендации по открытию школ и идёт подготовка к продолжению обучения согласно учебному календарю. По данным Всемирного банка, на сегодняшний день по разным уровням образования примерно 30% стран готовят очное открытие, и около 30% стран будут комбинировать меры сдвигов расписания и частичные открытия.

Так, в конце июня т.г. министры по делам культуры и образования 16 федеральных земель ФРГ провели конференцию в целях координации взаимодействия по возобновлению работы школ и пришли к следующим решениям:

1) школы по всей стране вернутся к нормальному режиму обучения после летних каникул. Новый учебный год начинается в федеральных землях с 3 августа по 14 сентября. Стороны приняли решение отказаться от правил социального дистанцирования в классах, «если позволяет эпидемиологическая ситуация в стране»;

2) министерствам образования всех федеральных земель при разработке плана учебного года необходимо учитывать условия преподавания и обучения в случае повторного закрытия школ в результате новой вспышки коронавируса. Здесь рассматривается 2 варианта обучения: а) по «сценарию В», в котором сочеталось бы как классное, так и дистанционное обучение; б) в качестве меры предосторожности школам было бы целесообразно организовать гибкий график обучения, т.е. составить список тех предметов, «преподавание которых в новом учебном году необязательно»;

3) федеральные земли будут продолжать процесс цифровизации школьного образования, и расширять надежные платформы, необходимые для дистанционного обучения.

Министры образования также договорились тесно сотрудничать в рамках программы «Цифровой пакт» по обеспечению учеников цифровыми устройствами;

4) конференция министров образования согласовала общие рамки обновленных мер гигиены и санитарии в образовательных учреждениях, учитывающих безопасность учебного процесса.

В связи с этим 14 июля т.г. утвержден документ т.н. «Рамочные требования к мерам по обеспечению дезинфекции и санитарии в школах». Как отмечает федеральный министр образования А.Карличек, «школы будут обязаны работать в соответствии со строгими мерами предосторожности, чтобы снова не возникло повода закрывать учебные заведения».

Они включают в себя следующие правила: а) избежание контактов при приветствии (объятия, рукопожатия и т.д); б) соблюдение респираторной гигиены; в) тщательная гигиена рук (мытьё и дезинфекция); г) ношение маски в классе не обязательно, но вне этой зоны маску придётся надеть. При этом введено обязательное ношение масок в школах в Берлине, Баварии и федеральных землях Баден-Вюртемберге; д) регулярное проветривание классных комнат и др.

Также договорились о расширении возможности в сфере тестирования на коронавирус. До осенних каникул персонал школ и детских садов может при желании бесплатно сдавать тесты на коронавирус каждые 14 дней.

II. Эксперты и чиновники заявляют, что «нельзя второй раз допустить провала образовательной политики как в начале коронавируса». Они призывают школьные советы использовать оставшееся время на создание всех условий для восстановления очных занятий в школах после летних каникул.

Как отмечает А.Карличек, «школа – это больше, чем передача знаний, и мы делаем шаг к открытию всех школ по убеждению». При этом федеральный министр образования считает, что новый учебный год будет непростым из-за возможных локальных вспышек коронавирусной инфекции.

В свою очередь, Ассоциация врачей Германии подчеркивает, что, как бы то ни было, дети должны возвращаться в школы, и «без достаточного обучения в течение более длительного периода времени детям угрожают огромные проблемы в их физическом и умственном развитии».

Тем не менее, в некоторых федеральных землях, а также среди специалистов сохраняется скептицизм в отношении того, удастся ли запланированное возвращение к нормальным учебным процессам в школах в середине пандемии.

По данным Ассоциации учителей Германии, «школы недостаточно подготовлены для того, чтобы принимать учеников».

Во-первых, нехватка преподавательского состава, особенно в начальных школах, что затруднит организацию полноценного графика работы в школах. По оценкам Ассоциации, многие учителя и другие члены преподавательского состава входят в группу риска. Как сообщает Федеральное статистическое управление, из почти 686 тыс. учителей, которые преподавали в общеобразовательных школах в 2018/19 учебном году, около 38% (259 тыс.) были в возрасте 50 лет и старше.

Во-вторых, правила гигиены для школ, установленные министрами образования, также подвергались критике за непрактичность. В частности, выполнить требования регулярной вентиляции или полного открытия окон «во многих школах невозможно из соображений безопасности учащихся». Также Союз образования и науки ФРГ называет «преждевременным» решение министров образования об отказе от требования о социальной дистанции.

В-третьих, улучшение санитарных условий в школах требует больших финансовых средств. Более того, выявленные пробуксовки и недостатки процесса цифровизации школьного образования в Германии во время карантина ещё больше усложняют сложившуюся ситуацию.

Между тем, Федеральный родительский совет ожидает закрытие школ с ростом случаев коронавируса. Многие родители полагают, что учебный год «ни в коем случае не будет идти по плану». В свою очередь, нарушение образовательного процесса стало серьёзным психологическим испытанием для многих семей Германии. По данным социологического института Forsa, 69% родителей недовольны с двойной нагрузкой – совмещать удаленную работу с занятием детьми. Из них 56% возмущены закрытием детских садов и школ.

В целом власти ФРГ считают, что возобновление учебного процесса в школах является неотложной задачей, несмотря на неустойчивую эпидемиологическую обстановку. В связи с этим, на национальном уровне предпринимают соответствующие шаги, основываясь на извлеченных уроках по преодолению кризиса в сфере образования, внедряя некоторые нововведения, способные сделать систему более устойчивой к потенциальному будущему кризису. При этом, по оценкам экспертов, выявленные проблемы, а также возможная вспышка коронавируса могут подвергать опасности непрерывность образования в будущем.