Об исследовании эффективности мер против распространения коронавируса

Широкий интерес среди мировых политикоформирующих кругов и международного научного сообщества вызывает исследование Центра науки сложных систем Вены введённых по всему миру карантинных мер и их ранжирование по уровню эффективности.

Учёные проанализировали более 4500 мер, введённых правительствами в 76 различных регионах мира в период с января по май т.г для сдерживания распространения вируса SARS-CoV-2. При этом был определён вклад каждой меры в уменьшении «числа инфицирования» – R(t).

R(t) – количество людей, заражённых в среднем одним инфицированным.

По словам руководителя исследования П.Климека, «социальное дистанцирование работает лучше всего». Согласно результатам исследования, наиболее эффективной мерой в пресечении массового инфицирования населения является закрытие учебных заведений всех уровней (детские сады, школы и университеты). Как утверждает один из авторов научной работы Н.Хауг из Медицинского университета Вены, «причина высокой эффективности данного профилактического мероприятия заключается в том, что не только дети и подростки, но и многие взрослые, вовлечённые в учебную деятельность, должны оставаться дома». Вслед за этим идёт запрещение скопления относительно небольшого количества людей, что предусматривает закрытие магазинов и ресторанов.

Введение дистанционного режима работы оказалось второй по эффективности мерой против распространения коронавируса.

В десятку наиболее продуктивных мер в контексте уменьшения распространения SARS-CoV-2 среди людей также вошли обеспечение защитными масками и другими защитными средствами, закрытие границ, укрепление потенциала системы здравоохранения в борьбе с коронавирусом путём обеспечения защитным и необходимым оборудованием медработников, разделение отделений с инфицированными COVID-19 и других пациентов и т.д.

Вместе с тем австрийские исследователи сделали следующие важные выводы касательно применения карантинных мер.

Во-первых, ни одна мера не является настолько эффективной, чтобы снизить R(t) число инфицирования на 1 ед. Так, применение даже самой эффективной меры, как закрытие учебных заведений уменьшает R(t) максимум на 0,34 ед. Это, в свою очередь, будет означать, что в среднем каждый заражённый человек заразит только 2,7 вместо 3 чел., что не предотвратит быстрого распространения болезни. В этой связи «необходима комбинация мер, чтобы предупредить массовое инфицирование населения».

Во-вторых, для сдерживания распространения пандемии необходимо «разумное сочетание мер – чем раньше, тем лучше». Как считают исследователи, несмотря на эффективность «блокировок» при применении на ранних этапах пандемии, «необязательно принимать подобные меры, имеющие серьёзные последствия для социально-экономической жизни стран, чтобы сгладить кривую». При правильной комбинации более мягких мер число инфицирования также может быть значительно уменьшено.

В то же время раннее введение мер, носящих рекомендательный характер, является более эффективным, чем обязательное их введение в более поздние сроки. Как отмечает Н.Хауг, маски для лица оказались наиболее продуктивными в странах, которые на ранних этапах распространения COVID-19 поощряли добровольное их использование, по сравнению с теми, которые внедрили обязательное использование на более поздних этапах.

В этой связи стратегическая коммуникация с народом, включающее активное информирование общественности и всех заинтересованных сторон о рисках путём продвижения протоколов безопасности в компаниях или на мероприятиях, рассматривается как ключ к обузданию эпидемии.

В целом эксперты считают, что данное исследование представляет большую научную и практическую ценность и может помочь в проведении эффективной борьбы со второй волной пандемии, начинающейся в настоящее время.

Топ-10 мер по эффективности в пресечении
распространения COVID-19