Благополучие людей, проживающих в наших краях, испокон веков было тесно связано с торговлей. Поэтому Узбекистан находится в постоянном поиске новых рынков сбыта, путей диверсификации экспорта с акцентом на готовую продукцию. В этом направлении остается неиспользованным огромный потенциал: есть отрасли, приносящие от поставок за рубеж миллионы долларов, в то время как прибыль можно было бы исчислять миллиардами. Яркий пример - изготовление ковров.
Ежегодный объем их экспорта в мире превышает 25 млрд долларов, из них более 1,4 млрд приходится на товары ручной вязки, которые продаются в международных торговых центрах Лондона, Гамбурга, Нью-Йорка, Женевы и Цюриха. Страны-локомотивы по традиционному производству ковров - Иран, Турция, Индия, Азербайджан, Туркменистан. Главными импортерами выступают США, Россия и другие государства Европы.
Где-то эта продукция возведена в ранг национального бренда и обеспечивает экономику солидными валютными поступлениями. Так, на Иран приходится 75 процентов от мирового производства ковров. К 2020-му прогнозируется нарастить их экспорт до 17 млрд долларов. Там производят более пяти миллионов квадратных метров таких изделий в год, большая часть которых направляется потребителям в 80 стран мира. В отрасли заняты 1,2 млн человек. Всемирной организацией интеллектуальной собственности 22 региона Ирана зарегистрированы как специализирующиеся на выпуске ковров ручной работы. Известный местный бренд - "Джамшиди".
В Турции действует более 900 фабрик по выпуску ковров. С 2013 по 2017-й их экспортировано на 10,6 млрд долларов. Основную часть поставок - 9,1 млрд долларов - составили изделия машинного производства.
В Туркменистане ковер утвержден в качестве одного из национальных символов. Ежегодно из страны экспортируется более 20 тысяч квадратных метров товаров ручной работы. Согласно данным Международного торгового центра (ITC), в 2017-м объем их внешних поставок составил около 370 млн долларов.
От музея до…
Одним из способов продвижения бренда ковроткачества является создание профильных музеев и включение их в туристские маршруты. Также организуются международные выставки, ярмарки, готовятся документальные фильмы, ролики.
Например, в Иране находится один из крупнейших профильных музеев в мире, площадь которого составляет 3,4 тысячи квадратных метров. В нем хранится ценнейшая коллекция, охватывающая образцы от IX века до современных. Посетителям демонстрируют фильмы и слайды об иранских коврах. По оценкам экспертов, учреждение посещают более миллиона туристов в год.
В Турции расположено около десяти центров производства дизайнерских ковров. К примеру, в городе Денизли работает фабрика по ручному изготовлению такой продукции из шерсти, хлопка и шелка. Она известна благодаря включению предприятия в популярные туристские маршруты.
Для возрождения, сохранения и развития традиций национального ковроткачества в 1993 году в Ашхабаде создали Музей туркменского ковра общей площадью более пяти тысяч квадратных метров. Там выставлено около двух тысяч экспонатов, в том числе самое большое в мире изделие ручной работы общей площадью 301 квадратный метр, изготовленное в 2001-м и внесенное два года спустя в Книгу рекордов Гиннесса. С 1992-го в последнее воскресенье мая празднуется "Туркменхалы байрамы" - День туркменского ковра, когда проводятся ярмарки-распродажи подобной продукции. Действует гособъединение "Туркменхалы", занимающееся производством и реализацией таких изделий, сохранением традиций ручной вязки, восстановлением старинных ковровых орнаментов. Аналогичное учреждение также функционирует в Иране - Ассоциация кооперативов по производству ковров ручной работы.
А как у нас?
Любопытный факт: на европейских рынках, в том числе в интернет-магазинах (Alibaba.com), изделия ручной работы зарубежного производства зачастую продаются под брендом "Bukhara carpet" ("Бухарские ковры"). Стоимость их составляет от 6,5 до 20 долларов за один квадратный метр.
Отметим, что за январь-август в Узбекистане экспорт такой продукции составил 2,6 млн долларов, импорт - 423 тысячи долларов. Основными покупателями выступают Казахстан, Россия и Турция.
Ассоциация "Узтекстильпром" имеет в своем составе шесть профильных предприятий. По состоянию на 1 августа ручным изготовлением таких изделий было занято 435 ремесленников. Вместе с тем в стране, по данным Министерства высшего и среднего специального образования, есть всего лишь один колледж, готовящий кадры для отрасли. По специальности "Мастер-художник по производству ковров и гобеленов" в 2017/2018 учебном году его окончили 49 юношей и девушек. Направление "Техник-технолог по производству ковров" за этот же период окончили 123 выпускника.
В Узбекистане функционирует Музей истории ковроткачества Бухары, созданный в 1991-м, где демонстрируются различные виды традиционного ковроделия, паласоткачества и кошмоваляния. Коллекция состоит из 104-х образцов и разделена на категории - "гилам", "джульхирс" и "палас". Экспозиция представлена известными школами: "башир", "кизил-оёк", "текке", "йомуд", "салор", "эрсари". В стране также имеются хивинские, самаркандские и кашкадарьинские школы ковроткачества.
Решением проблемы расширения экспорта таких изделий могло бы стать создание в стране Ассоциации мастеров по изготовлению ковров. Ее основными задачами должны быть: объединение специалистов, формирование и продвижение национального бренда, выработка предложений по расширению внешних поставок и так далее.
Для принятия конкретных мер требуется комплексное изучение состояния отрасли. По его итогам нужно разработать проект программы развития ковроткачества, подготовки кадров, повышения экспорта и продвижения брендов "Узбекский ковер", "Самаркандский ковер", "Хивинский ковер". Министерству культуры и МИДу необходимо проработать вопрос внесения в Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО искусства изготовления традиционных узбекских ковров ручной вязки, в том числе бухарских. Кроме того, представляются целесообразными организация в нашей стране международной ярмарки (выставки), научно-прикладных конференций и семинаров по искусству изготовления традиционных изделий, создание тематического документального фильма, списка и фотографий отечественных ковров ручной работы, находящихся в музейных коллекциях за рубежом, формирование каталога моделей и национальных школ ковроткачества, а также учебных пособий по этому виду ремесленничества.
Алишер Низамов,
заместитель руководителя
Центра Института стратегических
и межрегиональных исследований
при Президенте Республики Узбекистан.
Источник: Газета "Правда востока"