Проводимый под руководством Республики Узбекистан проактивный, прагматичный внешнеполитический курс, основанный на принципах взаимного уважения и учета интересов, способствует расширению взаимовыгодного и многопланового сотрудничества не только с международными организациями, но и со странами ближнего и дальнего зарубежья.
Дипломатическая активность Узбекистана стремительно выходит за пределы близлежащих регионов. Ярким свидетельством этому служит постепенное расширение географии отношений республики с государствами Юго-Восточной Азии.
Среди них особенно выделяется Малайзия, которая рассматривается надежным, проверенным временем ключевым партнером Узбекистана. Во многом этому способствует традиционно высокий уровень политического доверия между странами и весьма дружественный характер отношений, фундамент для развития которых был заложен еще в момент обретения Узбекистаном независимости. Малайзия одной из первых среди мировых государств признала независимость Узбекистана в 1992 году.
Сегодня страны подошли к рубежу 29-летия установления дипломатических отношений. Ташкент и Куала-Лумпур вопреки географической удалённости находятся в активном поиске новых возможностей для расширения политического, экономического и культурно-гуманитарного измерения сотрудничества, способного придать новый импульс межгосударственным отношениям.
Динамично развиваются межпарламентские связи. В 2019-2020 годы состоялась серия встреч между парламентариями двух стран. Укрепление и стимулирование взаимосвязей между парламентами двух стран способствуют координации действий, обмену опытом в сфере законотворчества. Эффективно функционирует межпарламентская группа дружбы «Узбекистан-Малайзия».
Важным механизмом продвижения двусторонних отношений также являются политические консультации между внешнеполитическими ведомствами Узбекистана и Малайзии. Очередной 4-й раунд межмидовских консультаций состоялся в сентябре 2019 года в городе Ташкенте на уровне заместителей министров иностранных дел.
Также расширяется экономическая составляющая сотрудничества, являющаяся одним из ключевых элементов взаимодействия. Торговые обмены между двумя странами продолжают демонстрировать устойчивую динамику роста. В 2020 году объём взаимного товарооборота превысил 75,76 млн. долл., в том числе экспорт из Узбекистана составил 11,7 млн. долл. В Узбекистане действуют 31 предприятие с участием малазийских инвестиций, из них 21 со 100% малазийским капиталом.
Наиболее значимым для Ташкента и Куала-Лумпура становится укрепление взаимодействия в ряде совместных проектов кооперации в таких сферах как добыча и переработка природного газа, производство электротехнической, химической, мебельной и текстильной продукции, оказание туристических и консалтинговых услуг.
Налажено сотрудничество по развитию регионов, что создает хорошие возможности для развития взаимодействия между субъектами Малайзии и административно-территориальными единицами Узбекистана. В 2018 году состоялся визит делегации Хорезмской области во главе с хокимом этого региона в Малайзию. В результате удалось привлечь малазийские инвестиции в размере более 250 млн. долл.
Большое внимание обеими странами уделяется развитию сотрудничества в культурно-гуманитарной и научно-образовательной сферах. В настоящее время более 200 узбекских студентов обучаются в различных высших учебных заведениях Малайзии, которая считается одним из крупнейших в мире экспортёров образовательных услуг. Примечательно, что доля лиц с высшим образованием в этой стране составляет более 50%. На финансирование системы образования направлено около 38,8% госбюджета. При этом крупными национальными компаниями широко используется опыт финансирования обучения и повышения квалификации своих кадров.
Руководствуясь такими устремлениями, стороны уже запустили первый пробный проект. В Ташкенте открыты филиалы ведущих малайзийских вузов, которые востребованы среди узбекистанских абитуриентов. В 2019 году на базе Ташкентского финансового института был открыт Узбекско-малазийский совместный факультет, а в 2020 году в сотрудничестве с малазийским Университетом управления и предпринимательства «Binary» в городе Ургенче был основан Международный университет «Binary».
Большой нереализованный потенциал наличествует и в области туризма. Паломнические туры в Узбекистан, который считается одним из исторических центров исламской цивилизации, пользуется высокой популярностью среди граждан мусульманских государств. Не случайно, что с введением безвизового режима в 2018-2019 годах поток туристов из Малайзии, где мусульмане составляют больше половины населения страны, увеличился на 158%.
В свою очередь высокий рейтинг надёжности и налоговые льготы туркомпаний, качество гостиничных услуг, хорошо подготовленный персонал и продуманные развлекательные программы делают туристскую отрасль Малайзии привлекательной для туристов. Продвинутая туристическая индустрия этой страны юго-восточной Азии открывает широкие перспективы для взаимовыгодного сотрудничества.
Укрепляется сотрудничество между ведущими аналитическими центрами двух государств, которые готовы взять на себя роль своеобразного генератора идей для выявления новых перспективных направлений взаимодействия. Закономерно отметить в этом плане подписание в 2018 году меморандумов между Институтом стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Республики Узбекистан и Институтом стратегических и международных исследований Малайзии, Азиатским институтом стратегии и лидерства юго-восточной страны.
Данные соглашения сегодня позволяют проводить регулярные экспертные встречи для обмена мнениями о текущем состоянии сотрудничества. Последняя подобная встреча прошла в декабре 2020 года между Институтами стратегических и межрегиональных исследований Узбекистана и Малайзии. Итоги мероприятия продемонстрировали наличие существенного потенциала, полноценное задействование которого позволит расширить взаимовыгодное сотрудничество между двумя странами.
Таким образом, за последние годы создаются весьма благоприятные предпосылки, дающие возможность Ташкенту и Куала-Лумпуру совершить прорывные изменения в двусторонних отношениях, которые станут важной платформой для выведения отношений на более высокий уровень.
Во-первых, руководители обеих стран проводят широкомасштабную программу реформирования экономических преобразований, что обеспечивает высокие темпы экономического роста. Так, сегодня Узбекистан под руководством Президента Ш.М.Мирзиёева перешёл к новому этапу внутренних реформ, которые уже дают весьма положительные результаты в плане модернизации экономики, усиления её конкурентоспособности, привлечения зарубежных инвестиций и поступательного повышения уровня благосостояния населения.
В свою очередь, Малайзия двигается в сторону получения статуса страны с самым высоким уровнем дохода. Запущенная в 2019 году стратегия «Видение процветания-2030» направлена на превращение Малайзии в экономический центр Азии к 2030 г. Политическая и экономическая прозрачность, отлаженный механизм нормативно-правового регулирования, сильный рынок банковских услуг, смягчающая финансовая политика, создание «кибергородов» и научно-исследовательских парков, а также развитие кадровых ресурсов выступают основными локомотивами экономического развития Малайзии.
Во-вторых, на фоне пандемии обе страны успешно прошли испытание на прочность, своевременно взяв под контроль эпидемиологическую ситуацию и продемонстрировав ответственную политику как в отношении своих граждан, так и внешних партнёров. Благодаря этому, вопреки болезненным последствиям пандемии экономисты прогнозируют рост ВВП Малайзии в текущем году от 6% до 7,3%, а Узбекистана до 4,8%.
В-третьих, стремление Узбекистана к преодолению транспортной замкнутости страны и выходу на новые перспективные рынки посредством реализации различных транспортных коридоров, создают возможности для устранения географических барьеров, сдерживающих развитие взаимодействия с Малайзией.
Подобная перспектива вкупе с планами узбекской стороны вступить во Всемирную торговую организацию, в перспективе позволит значительно интенсифицировать динамику торгово-экономических обменов между двумя государствами.
В-четвёртых, новый Узбекистан стремительно двигается в сторону цифровизации экономики. До 2022 года в республике планируется реализовать 268 проектов, направленных на развитие системы «Электронное правительство», телекоммуникаций, Технологического парка программных продуктов и информационных технологий, а также на внедрение цифровых технологий в экономику, сельское и водное хозяйство. Подобные устремления нашей страны делают Малайзию естественным партнёром в этой области, так как юго-восточная страна уже входит в число государств, опережающих большинство государств мира по внедрению принципов цифровой экономики.
В-пятых, схожие цели по диверсификации торговых отношений и укреплению своих позиций на новых рынках. Узбекистан, находящийся в самом сердце Евразии, может превратиться в важный торгово-промышленный плацдарм для малазийских компаний в этом обширном регионе. В свою очередь, Малайзия, расположенная на стыке международных морских торговых коридоров, имеет важное стратегическое расположение и в перспективе может служить своеобразными воротами для Узбекистана в Юго-Восточной Азии, которая обладает колоссальным потребительским рынком и утвердилась новым локомотивом глобальной экономики.
В этой связи можно с уверенностью отметить, что Узбекистан и Малайзия являются долгосрочными партнерами, интересы которых совпадают по большинству направлений взаимодействия. Это в совокупности с взаимодополняющим характером национальных стратегий развития Ташкента и Куала-Лумпура, быстроменяющейся экономической ситуацией в мире и формирующейся новой модели глобальной экономики и торговли, несомненно, будет способствовать ещё большему сближению двух стран.
Азиз Каримов,
Аброр Мадимаров,
Ведущие научные сотрудники
Института стратегических и межрегиональных исследований
при Президенте Республики Узбекистан