Лидеры 14 государств, высокие представители Саудовской Аравии, Катара и Египта, главы более 10 международных и региональных организаций рассмотрели широкий круг вопросов, определили магистральные векторы многопланового сотрудничества, которые призваны придать ощутимый импульс развитию таких востребованных в современных реалиях сфер, как экономика, торговля, транспорт, логистика, «зеленая» и цифровая трансформация, продовольственная безопасность, борьба с бедностью, эпидемиями и негативными последствиями изменения климата.
Прорывной характер саммита подчёркивает то, что лидеры государств-членов ШОС не ограничились лишь обсуждением данных вопросов, но и вышли на принятие конкретных документов, многие из которых носят концептуальный, стратегический характер и в то же время практическую направленность, способны перевести деятельность организации на новую траекторию поступательного развития.
Среди них можно упомянуть концепции сотрудничества государства-членов ШОС по развитию взаимосвязанности и созданию эффективных транспортных коридоров, в области «умного» сельского хозяйства и внедрения агроинноваций, программы, планы и «дорожные карты» взаимодействия в сфере использования возобновляемых источников энергии, инфраструктурного развития, стимулирования промышленной кооперации, развития внутрирегиональной торговли, повышения цифровой грамотности, профилактики и лечения инфекционных заболеваний, а также по реализации положений Договора о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве государств-членов ШОС на 2023-2027 гг.
Главным же достижением саммита стала демонстрация твёрдой приверженности государств-членов ШОС конструктивному диалогу и многостороннему сотрудничеству в решении проблем современности. И одним из убедительных подтверждений этому стал решительный настрой государств ШОС совместно противодействовать негативным последствиям глобального изменения климата, которые, как неоднократно отмечалось лидерами государств на состоявшейся в Самарканде встрече высокого уровня, представляют собой проблему глобального характера и бросают серьёзный вызов развитию человечества.
Готовность принимать коллективные меры и координировать усилия в этом направлении нашла отражение в принятом по итогам саммита в Совместном заявлении глав государств-членов ШОС по реагированию на изменение климата.
В этом документе обозначены общие подходы стран организации к вопросам смягчения и адаптации к последствиям изменения климата, принципы, на которых основывается сотрудничество, а также намечены перспективные сферы дальнейшего взаимодействия.
В частности, государства-члены ШОС единогласно признают усугубляющиеся с каждым днём негативные последствия климатических изменений, констатируют возрастающую актуальность принятия глобальных действий и заявляют об общей решимости координировать сотрудничество в этом направлении в интересах всего мирового сообщества
Подчёркивается приверженность Рамочной конвенции ООН по изменению климата и Парижскому соглашению, выражается готовность работать со всеми сторонами для полной и эффективной реализации указанных документов, отмечается необходимость вовлекать в этот процесс широкий круг акторов, в том числе представителей государственных структур, деловых кругов, исследовательских центров, учёных и других экспертов.
Содержится призыв поддержать развивающиеся страны в области финансирования, разработки и передачи технологий с целью повышения их потенциала в борьбе с изменениями климата, воздерживаться от использования климатической повестки для введения мер, ограничивающих устойчивое развитие государств, придерживаться принципов справедливости, прозрачности, инклюзивности, консенсуса, учёта особенностей национального развития тех или иных государств, а также общей, но дифференцированной ответственности.
Отмечается важность расширения сотрудничества в области обмена опытом и лучшими практиками по обеспечению экономической эффективности мер по адаптации и предотвращению изменения климата, развития и внедрения ресурсосберегающих, энергоэффективных, зеленых и низкоэмиссионых технолгий, цифровых решений, технологий искусственного интеллекта и больших данных.
По сути, совместное заявление представляет собой программный документ, который определяет стратегический курс на развитие многостороннего сотрудничества, призван придать импульс решению климатической повестки, которая в условиях геополитического противостояния, к сожалению, отошла на второй план.
Это особенно актуально в нынешних реалиях, когда во всем мире обостряются проблемы климата. Увеличивается частота и экстремальность таких явлений как засуха, наводнения, паводки и др. По данным ООН, за последние 20 лет в результате природных катастроф погибло более 1,2 млн. чел. Нанесенный экономический ущерб составил около 3 трлн. долл. В свою очередь, в мировом масштабе последствия изменения климата в ближайшие 30 лет обойдутся мировой экономике в 8 трлн. долл., приведут к сижению мирового ВВП к 2050 г. на 3%.
Указанные процессы представляют серьёзную угрозу для обеспечения устойчивого развития всех без исключения стран ШОС, пространство которой охватывает более 60% территории Евразии с населением 3,2 млрд. чел. В этом году Пакистан испытал мощные наводнения, Китай и Индия – засуху, страны Центральной Азии – аномальную жару.
При этом наиболее остро негативные последствия климатических изменений ощущает на себе Центральная Азия. Так, согласно докладу МВФ, за последние 30 лет температура в регионе повысилась на 1,5 градуса, в то время как среднемировой показатель составил на 0,7 градуса.
В результате на протяжении последних 50-60 лет площадь ледников в Центральной Азии сократилась примерно на 30%. Согласно расчетам, до 2050 г. ожидается уменьшение водных ресурсов в бассейне Сырдарьи – до 5%, в бассейне Амударьи – до 15%. К 2050 г. нехватка пресной воды в Центральной Азии может привести к падению ВВП в регионе на 11%.
Также повышается уязвимость стран Центральной Азии перед такими опасными явлениями, как наводнения, прорывы горных озер, сходы оползней, сели, лавины, пыльные бури.
Учитывая все эти социальные, экономические и экологические факторы, сотрудничество в рамках ШОС по вопросам климата, первоначально зарождавшееся в природоохранном ключе, поэтапно перерастает в отдельную сферу деятельности. При этом процесс ее формирования носил последовательный характер и прошел несколько этапов.
На первом этапе шло создание договорно-правовых основ и механизмов сотрудничества, которые заложили фундамент климатического измерения ШОС. Так, уже в учредительных документах (Шанхайская декларация и Хартия ШОС) природоохранная сфера была определена в качестве одного из приоритетных направлений взаимодействия в ШОС.
Принятый в 2007 г. Договор о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве государств-членов ШОС значительно укрепил основы сотрудничества в сфере охраны окружающей среды, предписав принятие необходимых мер по разработке и реализации специальных программ и проектов в сферах обеспечения экологической безопасности, рационального природопользования.
Второй этап сопровождался созданием институциональных основ взаимодействия. Были налажены рабочие механизмы, как Совещание руководителей министерств и ведомств государств-членов ШОС, отвечающих за вопросы охраны окружающей среды. До настоящего времени проведено три совещания данного формата, последнее из них состоялось 27 мая т.г. в г.Ташкенте под председательством Узбекистана. Также в Организации действует Экспертная рабочая группа по вопросам охраны окружающей среды.
В целях практической поддержки усилий государств Организации при содействии Китая в 2014 г. был создан Центр сотрудничества в области охраны окружающей среды ШОС, который предоставляет площадку для организации взаимодействия экспертных, академических, научно-исследовательских кругов и государственного сектора по наиболее актуальным вопросам природоохранной повестки.
В 2018 г. в ШОС образована Платформа по обмену экологической информацией, позволяющая странам Организации делится передовым опытом и практиками по внедрению экологических инноваций, сохранению биоразнообразия и др. Запущен сайт платформы на русском, английском и китайском языках, регулярно проводятся семинары экспертов по ее развитию.
На третьем этапе мы стали свидетелями активизации многостороннего сотрудничества на основе созданных механизмов. Были приняты Концепция сотрудничества в области охраны окружающей среды государств-членов ШОС, План мероприятий по ее реализации, а также Программа развития экологического благополучия городов ШОС.
В данных концептуальных документах, исходя из взаимосвязанного и взаимовытекающего характера угроз, государства-члены ШОС уделяют важное внимание дальнейшему расширению конструктивного сотрудничества для совместного реагирования на климатические изменения.
Следует отметить, что и Узбекистан вносит весомый вклад в расширение сотрудничества в этом направлении. Так, на бишкекском саммите (14 июня 2019 г.) Президент Узбекистана Ш.Мирзиёев предложил принять программу «Зеленого пояса» ШОС с целью внедрения в странах организации ресурсосберегающих и экологически чистых технологий. О востребованности данной программы, которая в последующем была утверждена главами государств-членов ШОС на душанбинском саммите в 2021 году, свидетельствует закрепление в вышеупомянутом Совместном заявлении готовности государств ШОС работать над её практической реализацией в целях достижения значимых результатов.
Подобная политика полностью согласуется со Стратегией развития Нового Узбекистана на 2022 - 2026 годы, где защита экологии и окружающей среды, а также предотвращение экологических проблем определены в качестве одной из приоритетных целей Узбекистана как в национальном, так и глобальном масштабе.
На международных форумах Узбекистан последовательно выдвигает инициативы, направленные на укрепление международного и регионального сотрудничестве по ключевым аспектам глобальной повестки, в частности в отношении вопросов изменения климата. На 14-м саммите Организации экономического сотрудничества (4 марта 2021 г.) Президент Узбекистана выступил с инициативой разработки и утверждения Среднесрочной стратегии, направленной на обеспечение энергетической устойчивости и широкое привлечение в эту сферу инвестиций и современных технологий.
На третьей Консультативной встрече глав государств Центральной Азии, состоявшейся 6 августа 2021 г. в Туркменистане, Президент Узбекистана предложил разработать региональную программу «Зеленая повестка» для Центральной Азии, которая будет способствовать адаптации стран региона к климатическим изменениям.
И поэтому вполне было ожидаемо, что и в ходе состоявшегося саммита глав-государств ШОС в Самарканде Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев вновь поднял вопрос негативного влияния глобального изменения климата, сделав акцент на усилении многосторонности и коллективной роли ШОС в решении этой проблемы планетарного масштаба.
В частности, выступая на саммите, Шавкат Мирзиёев отметил, что мир стоит перед чрезвычайной ситуацией, требующих самых неотложных действий. Стихийные бедствия, опустынивание, дефицит водных и природных ресурсов приобретают угрожающие масштабы, ведут к социальным и экономическим дисбалансам.
При этом Глава Узбекистана вновь обратил внимание на проблему высыхания Аральского моря, признанной ООН глобальной экологической катастрофой, и призвал государства-члены ШОС принять совместные меры по созданию на огромной территории организации экологически чистого и устойчивого пространства.
В этой связи особую актуальность приобретают принятые в ходе саммита глав государств ШОС по инициативе Президента Узбекистана Концепция сотрудничества ШОС в сфере «умного» сельского хозяйства и внедрения агроинноваций, направленная на повышение устойчивого природо- и водопользования, разработку мер по борьбе с опустыниванием и деградацией сельскохозяйственных земель, повышению урожайности сельскохозяйственных культур, а также Программа сотрудничества ШОС в области возобновляемых источников энергии, предусматривающая продвижение совместных проектов в сфере «зеленой энергетики».
Более того, в ходе саммита Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев предложил нарастить усилия по совершенствованию рамочных основ и форматов сотрудничества, выработке единых подходов в вопросах смягчения и адаптации к последствиям климатических изменений, а также поднять на новый уровень координацию деятельности стран Организации в природоохранной сфере. В этих целях лидер Узбекистана инициировал создание Климатического совета ШОС, к работе которого предлагается привлечь наряду с политическими деятелями, также общественных активистов, учёных, экологов и бизнес-круги. Создание такого совета могло бы открыть новый этап в природоохранной деятельности ШОС, значительно усилить потенциал Организации по практической реализации политики в экологической сфере на основе комплексного, междисциплинарного и межотраслевого подхода, вовлечения всех секторов – государства, гражданского общества и бизнеса.
Важно, чтобы данный совет был создан на уровне правительств. Это позволило бы более эффективно мобилизовать усилия государств-членов ШОС в решении тех важных задач, которые, по мнению экспертов, стоят перед Организацией в средне- и долгосрочной перспективе.
Первое, это формирование надежной многосторонней системы эффективного мониторинга климатической и экологической ситуации, совместного реагирования на стихийные бедствия. Такая система особенно необходима для своевременного выявления и устранения случаев ухудшения состояния окружающей среды, а также сокращения негативных последствий чрезвычайных ситуаций и других последствий изменения климата.
Второе, это ускоренный переход на «зеленые» рельсы развития. ШОС должна развивать взаимодействие по внедрению чистых источников энергии, а также энергоэффективных и ресурсосберегающих технологий. Учитывая усиливающийся дефицит водных ресурсов во многих странах ШОС, представляется важным также разработка механизмов рационального использования водных ресурсов, в том числе наращивание потенциала по внедрению водосберегающих технологий.
Третье, это сотрудничество в борьбе с деградацией и опустыниванием земель. Данное направление особенно актуально для большинства стран организации, которые серьезно страдают от опустынивания, деградации земель и повторяющихся засух. Деградация земель Индии затрагивает около 30% ее территории, в Казахстане – от 20% до 60% пастбищ, в Кыргызстане – до 50% сельскохозяйственных угодий. В России 100 млн. га подвержены опустыниванию.
Четвертое, это, конечно, же подготовка высококвалифицированных кадров и проведение совместных научных исследований, что позволит обеспечить государственные структуры стран-членов ШОС высококлассными специалистами, а также выработать новые научно-обоснованные подходы к решению имеющихся проблем.
В целом, за относительно короткий промежуток времени в ШОС сформирован значительный потенциал в вопросах изменения климата. Страны-участницы ШОС прекрасно осознают, что изменение климата носит глобальный характер и выражают готовность к выработке эффективных мер по реагированию на изменения климата во имя благополучия своих народов, защиты окружающей среды и экономического развития.
Несомненно, объединение усилий государств ШОС, на которые приходятся половина населения планеты, треть территории земли и мировой экономики, значительно повысит эффективность глобальных действий по преодолению негативных последствий изменения климата и станет действенным ответом на острую потребность народов мира в сохранении естественных основ жизнедеятельность человека.
Более того, принимая Совместное заявление по реагированию на изменения климата ШОС демонстрирует солидарность в деле противостояния рискам и вызовам климатических изменений, а также выполнения принятых обязательств в рамках глобальных договоренностей, таких, как РКИК ООН и Парижское соглашение.
Безусловно, договоренности, достигнутые по итогам Самаркандского саммита, а также инициативы Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева внесут неоценимый вклад в обеспечение устойчивого развития на пространстве ШОС и будут способствовать консолидации стран региона в решении глобальных проблем современности.
Акрамжон Неъматов,
первый заместитель директора Института стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Республики Узбекистан