Проводимый последние три года проактивный, открытый и прагматичный внешнеполитический курс Узбекистана, основанный на принципах взаимного уважения и учета интересов, способствовал значительному углублению и расширению взаимовыгодного и многопланового сотрудничества как со странами ближнего и дальнего зарубежья, так и с международными организациями.
Это создает необходимые благоприятные условия для успешной и эффективной реализации всеобъемлющей программы реформирования и модернизации нашей страны, ее гармоничной интеграции в сообщество развитых демократических государств мира.
Новым содержанием стало наполняться и сотрудничество с Турецкой Республикой, с которой Узбекистан связывает общность языка, религии, традиций и обычаев. Благодаря усилиям и политической воле лидеров двух стран узбекско-турецкое партнерство обрело стратегический характер.
Мощный импульс активизации взаимовыгодного диалога придал официальный визит Президента Республики Узбекистан Ш.Мирзиёева в Турцию в феврале текущего года по приглашению турецкого лидера Р.Эрдогана.
В рамках визита под председательством глав государств состоялось первое заседание Узбекско-Турецкого совета стратегического сотрудничества высшего уровня, о создании которого стороны договаривались ещё в апреле 2018 г. По его итогам Президент Ш.Мирзиёев заявил, что заседание открыло новую страницу в истории дружественных отношений. В свою очередь, глава Турции Р.Эрдоган отметил, что отношения с Узбекистаном поднялись на уровень стратегического партнёрства.
В чём же суть стратегического партнёрства с Турцией?
На наш взгляд, углубление сотрудничества будет способствовать реализации следующих приоритетных задач среднесрочного и долгосрочного развития Узбекистана.
Во-первых, это позволит привлечь дополнительные инвестиции в страну – важное условие развития экономики высокими темпами. В 2019 г. объём прямых иностранных инвестиций, привлечённых в узбекскую экономику, вырос в 3,7 раза по сравнению с 2018 г. и достиг 4,2 млрд. долл. Однако, по данным Центра экономических исследований и реформ, для модернизации ключевых отраслей народного хозяйства, в том числе промышленности, энергетики, транспорта, инфраструктуры, являющихся драйверами экономического роста и формирования конкурентоспособной экономики, планируется к 2025 г. нарастить ежегодный приток инвестиций до 11 млрд. долл. А самые активные вкладчики инвестиций в зарубежный бизнес – турецкие предприниматели. За 2000-2017 гг. объём инвестиций, вложенных ими в иностранные государства, вырос в 20 раз, достигнув 40 млрд. долл.
Безусловно, узбекско-турецкое стратегическое партнёрство будет способствовать наращиванию взаимного инвестиционного обмена. Обращаясь к цифрам, заметим, что за последние 2 года в Узбекистане создано более 750 турецких предприятий, к февралю т.г. количество фирм с участием турецкого капитала достигло 1306 ед. Сумма реализуемых турецких инвестпроектов за последние 3 года выросла в 25 раз, достигнув более 500 млн. долл. Среди проектов в качестве успешных выделяются организация производства солнечных панелей, создание диагностических центров мобильной медицины, строительство «Центра турецкого бизнеса» и делового центра в г.Ташкенте и др.
Во-вторых, взаимодействие с Турцией позволит в полном объёме реализовать экспортный потенциал страны путём диверсификации рынков сбыта отечественных товаров за рубежом. Уже сегодня экспорт товаров и услуг вырос на 28% и составляет 17,9 млрд. долл. по сравнению с 14 млрд. долл. в 2018 г. При этом, согласно прогнозам, есть потенциал – к 2025 г. довести товарооборот страны до 66,4 млрд. долл. с экспортным показателем – 31,8 млрд. долл.
Кстати, Турция могла бы стать удобным перевалочным пунктом для реализации узбекских товаров на мировых рынках ввиду удобного географического расположения на стыке Европы и Азии. Четырёхчасовой полёт с её территории открывает доступ к рынку с полутора миллиардным населением. К тому же Турция в силу развитой транспортно-логистической системы входит в топ-20 стран мира в сфере транспортных перевозок с ежегодным оборотом около 18 млрд. долл.
Воздушная инфраструктура страны насчитывает более 100 аэропортов (около 20 из них – международные). Высокоразвита и морская инфраструктура страны, 70% границ которой омывается морями.
В то же время реализация таких проектов, как железнодорожная сеть Мармарай, автомобильный Евразийский тоннель, мосты Османгази и Султан Селим Явуз укрепят центральное положение Турции в качестве «глобального транспортного хаба». Более того, в декабре 2019 г. Анкара представила «Новый генеральный план логистики», направленный на повышение эффективности логистических услуг, определение альтернативных транспортных маршрутов
и создание новых логистических узлов.
Наряду с этим, Турция с 2013 г. активно продвигает инфраструктурный проект «Срединный коридор», пролегающий через территории Турции, Кавказа, Каспийского моря, Центральной Азии к Китаю. Согласно специалистам, «Срединный коридор» по сравнению с «Северным коридором», по которому экспортируются товары и из центральноазиатских стран, более экономичен – короче на 2 тыс. км. Соответственно он сокращает время передвижения товаров на 1/3 (15 дней). При эффективном использовании «Срединного коридора» страны Центральной Азии смогут воспользоваться выгодами от китайско-европейской торговли, которая оценивается в более 600 млрд. долл. ежегодно.
При этом «Срединный коридор» вполне вписывается в поддерживаемый Узбекистаном китайский проект «Один пояс, один путь» (Меморандум о взаимопонимании по согласованию инициативы «ОПОП» и «Срединного коридора» подписан в 2015 г.). Широкое использование данного маршрута откроет огромные возможности для экспортёров нашей страны, что заметно отразится на торгово-экономической активности узбекских производителей на мировых рынках.
Вместе с этим, Узбекистан и Турция активно сотрудничают в продвижении мультимодального транспортного коридора «Азиатско-Тихоокеанский регион–Китай–Кыргызстан–Узбекистан–Туркменистан–Азербайджан–Грузия–Турция–Европа», что позволит нашим странам значительно повысить торговый потенциал на взаимовыгодной основе. Более того, это будет способствовать достижению задачи по доведению объемов транзитных перевозок грузов через территорию Узбекистана с нынешних 7 млн. т. до 23 млн. т. в 2030 г.
В результате перехода Узбекистана и Турции на стратегический уровень сотрудничества уже наблюдается динамичный рост: а) взаимной торговли – на 27%, достигнув 2,5 млрд. долл.; б) автомобильных перевозок на 33%, железнодорожных – на 17%, авиаперевозок – на 42% в сравнении с 2018 г.
При этом лидеры обеих стран намерены довести уровень двусторонней торговли до 5 млрд. долл. В этих целях разработаны механизмы реализации данной задачи. Прорабатываются вопросы ускорения подготовки к подписанию Соглашения о преференциальной торговле между Узбекистаном и Турцией, расширения перечня товарных позиций, предлагаемых к включению в данное соглашение, а также согласован порядок его практического применения.
Ожидается, что данные меры будут во многом способствовать выполнению поручения президентов двух стран.
В-третьих, общее культурно-историческое наследие, а также продвинутая туриндустрия Турции открывают широкие перспективы взаимовыгодного сотрудничества в данной сфере. Туризм рассматривается в качестве драйвера экономического развития Узбекистана. Число гостей, посещающих нашу страну, выросло до 6,7 млн. чел., что на 26% выше показателя 2018 г. Тем не менее, согласно принятой «Концепции развития сферы туризма в Республике Узбекистан на 2019-2025 гг.», планируется увеличение потока туристов – до 9 млн. чел., доли туризма в ВВП с 2,8% (2017 г.) до 5%.
В этом плане притягательность Турецкой Республики заключается в:
1) предоставлении туристической аудитории в лице населения в 82 млн. чел.;
2) сохранении мирового лидерства в туризме на протяжении многих лет (входит
в топ-10 самых посещаемых стран, в 2019 г. страну посетили 51,8 млн. туристов,
а доход – 34,5 млрд. долл.); 3) наличии развитой отраслевой инфраструктуры, продвинутого брендинга и менеджмента. Изучение многолетнего успешного турецкого опыта и сотрудничество в период коренной модернизации
и либерализации данной сферы в Узбекистане сыграет позитивную роль
в реализации туристического потенциала нашей страны.
Уже зафиксирован рост потока туристов из Турции в Узбекистан в 2019 г. на 54% (всего 64 тыс.), а из Узбекистана в Турцию – на 23% (всего 168 тыс.) по сравнению с 2018 г. Помимо этого, строительство компанией «Daiichi Elektronic In» гостиничного комплекса (3 млн. долл.) и компанией «Calik Energy» 15-этажной гостиницы в рамках проекта «Центр турецкого бизнеса» в Ташкенте, а также реализация проекта по улучшению туристической инфраструктуры Госкомтуризмом совместно с турецкими партнёрами (40 млн. долл.) позволит не только повысить потенциал нашей страны в этой области, но и стать «визитной карточкой» турецкого туристического бренда в Центральной Азии.
В-четвёртых, на фоне осуществления масштабных мер по урбанизации и реновации городов и районов Республики Узбекистан большой интерес представляет опыт строительного бизнеса турецкого государства. Так, Президент Ш.Мирзиёев поставил стратегическую цель — повысить к 2030 г. уровень урбанизации в стране или доли городского населения от нынешних 51% до 60,0%, что должно обеспечить расширяющийся узбекский бизнес необходимыми трудовыми ресурсами и увеличить вклад отраслей экономики с более высокой производительностью труда в ВВП Узбекистана.
Между тем, по состоянию на конец 2019 г. уровень урбанизации Турции составил – 75%, что во многом обусловлено успехом в строительной отрасли. На долю турецких подрядчиков приходится около 5% мирового строительного рынка. В перечень 250 крупнейших международных строительных подрядчиков «Engineering News Record» включены 44 турецкие компании. По этому показателю Турция занимает второе место после Китая (65), опережая США (38).
7 турецких компаний входят в список самых лучших строительных компаний мира. В 2018 г. застройщиками Турции осуществлены за рубежом проекты на сумму 20 млрд. долл., а за 7 мес. 2019 г. на сумму 5,6 млрд. долл. в целом.
За последние 3 года турецкий строительный бизнес развернул огромные проекты и в нашей стране. «Узстройматериалы» совместно с партнёрами из Турции реализовал 3 проекта по производству стройматериалов (17,5 млн. долл.), ведётся строительство жилых комплексов в г.Андижане (200 млн. долл.), осуществляется проект по производству газобетона в г.Навои и г.Ташкенте (30 млн. долл.), завершаются работы по строительству многоэтажной автостоянки в столице страны (6 млн. долл.), что представляет лишь малую часть турецко-узбекского сотрудничества в данной отрасли.
В-пятых, большой потенциал партнёрства между нашими странами имеется в текстильной отрасли. Данное направление особо актуализируется в свете поставленных Президентом задач по увеличению к 2025 г. объёма экспорта текстильной и швейно-трикотажной продукции до 7 млрд. долл. (продажи готовой текстильной продукции за рубежом в 2019 г. составили 2 млрд. долл.). Это, в свою очередь, требует улучшения качества и конкурентных преимуществ товаров местных производителей.
Мировой успех и опыт Турции в этой сфере могли бы предоставить хороший ресурс для совершенствования процесса переработки хлопкового сырья и производства высококачественной текстильной продукции отечественными предпринимателями. В частности, страна покрывает 4,5% мирового рынка одежды и входит в число четырёх крупнейших экспортёров текстильной продукции. Продукция турецких производителей готовой одежды экспортируется в 165 стран мира. Согласно официальным данным, в 2019 г. объём экспорта готовой одежды Турции составил 17,7 млрд. долл. или 10% объёма экспорта страны. При этом 70% экспорта готовой одежды осуществляется в страны ЕС. В 2020 г. показатель планируется довести до 19 млрд. долл. Высокая доходность обуславливается ориентированностью на производство продукции высокой качества. В свою очередь, индустрия моды, где задействованы 20% рабочей силы, вырабатывает 10% ВВП страны.
Кстати, «Узтукимачиликсаноат» совместно с турецкими инвесторами реализует 10 проектов на сумму более 156 млн. долл., организованы швейные, трикотажные, красильные производства в Ташкентской и Хорезмской областях, создаётся текстильный комплекс по производству одежды компанией «SUR Corporate wear» (56 млн. долл.) и осуществляется ряд проектов для развития узбекского текстиля.
Вышеуказанные сферы взаимодействия не единственные, которые страны могут задействовать в укреплении стратегического партнёрства. Многогранное узбекско-турецкое сотрудничество интенсивно продвигается и в образовании, медицине, автомобилестроении, энергетике, науке, цифровой экономике, безопасности и культуре.
Немаловажным направлением, представляющим взаимный интерес, является афганский вопрос. Схожие позиции государств по разрешению многолетнего конфликта и их вклад в социально-экономическое восстановление Афганистана – ещё одна площадка для взаимодействия.
Не ограничиваясь исключительно двусторонним форматом стратегического партнёрства, Турция и Узбекистан активно сотрудничают и в рамках многосторонних структур, в том числе ООН, Организации исламского сотрудничества, Тюркского совета, что способствует укреплению связей на всех уровнях сотрудничества.
Таким образом динамичный рост показателей узбекско-турецкого сотрудничества по всем сферам взаимодействия демонстрирует твёрдую решимость и сильную заинтересованность сторон в укреплении и развитии межгосударственных связей, которые в итоге будут работать на благополучие двух народов.
Акрамжон Неъматов, первый заместитель директора Института стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Республики Узбекистан
Баходир Эгамов, ведущий научный сотрудник Института стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Республики Узбекистан