В данном материале анализируются характерные тенденции в проводимых реформах и преобразованиях в Узбекистане, реализации задач, намеченных в Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан в 2017-2021гг., в контексте развития и либерализации экономики. При этом рассматриваются практические меры по реализации указанных задач, изменения в подходах к взаимодействию государства, населения и бизнес-сообщества и т.д.
Проводимые в Узбекистане широкомасштабные реформы и преобразования отличаются последовательностью и продуктивностью. Важное значение имеет адаптация этих преобразований к различным изменениям ситуации в мире, в том числе – в конъюнктуре мировой экономики. Выбранный путь развития на деле доказал свою устойчивость и жизнеспособность в условиях посткризисных явлений в мировой экономике, замедления темпов ее развития, что свидетельствует о его стратегической оправданности. Эксперты утверждают, что наблюдаемая в Узбекистане макроэкономическая стабильность дает возможность противостоять внешним негативным проявлениям и достижению намеченных прогнозных темпов роста экономики.
В настоящее время в Узбекистане активно реализуются задачи, определенные вСтратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 гг. (далее Стратегия действий). Стратегия действий является основополагающим программным документом, определяющим совершенно новую веху в развитии современного Узбекистана. Масштаб намеченных задач в данном документе указывает на то, что Узбекистан вышел на новый уровень развития. Как отмечают эксперты, принятие данного документа означает большой шаг вперед, к которому Узбекистан шел последовательно и уверенно, создавая для этого прочную основу.
Для информации. Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 гг. была утверждена Указом Президента Республики Узбекистан Ш.Мирзиёевым 7 февраля 2017 г.
Стратегия действий включает себя следующие приоритетные направления: совершенствование государственного и общественного строительства, обеспечение верховенства закона и дальнейшее реформирование судебно-правовой системы, развитие и либерализация экономики, развитие социальной сферы, обеспечение безопасности, межнационального согласия и религиозной толерантности, осуществление взвешенной, взаимовыгодной и конструктивной внешней политики. Задачи, намеченные в Стратегии действий, будут реализованы в пять этапов, каждый из которых предусматривает утверждение отдельной ежегодной государственной программы по ее реализации в соответствии с объявляемым названием года.
Диалог, основанный на прагматизме
Современные информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) вывели отношения государства и общества на качественно новый уровень. Они стали частью жизни, способствующей прогрессу. Развитие высоких технологий позитивно отражается на совершенствовании организационных механизмов обратной связи государства и общества, а также госорганов и граждан.
В данном контексте стоит отметить деятельность Виртуальной приемной Президента Республики Узбекистан — как одной из эффективных способов установления диалога с народом. Виртуальная приемная Президента РУ выступает в качестве индикатора эффективности госорганов и местных органов власти и управления, механизма глубокого анализа обращений и их исполнения на местах.
За небольшой период работы Виртуальная приемная Главы государства превратилась в действенный инструмент решения вопросов, волнующих население, о чем свидетельствует статистика обращений. Так, по состоянию на 10 августа 2017 года в Виртуальную приемную Президента РУ поступило 1 071827 обращений граждан, из которых рассмотрено 1 013 682 или 94%. Таким образом, последовательно реализуется принцип ответственности госорганов и должностных лиц перед обществом. Более того, граждане ощущают сопричастность к проводимым в стране преобразованиям, что способствует укреплению взаимного доверия в отношениях государства и народа и служит фактором обеспечения стабильности общества, его развития. На этом фоне эксперты наблюдают процесс формирования проактивного мышления среди населения, что является ключевым фактором в реализации поставленных государством задач.
На пути к креативной экономике
Одним из приоритетных направлений Стратегии действий определено развитие и либерализация экономики, которое предусматривает дальнейшее укрепление макроэкономической стабильности и сохранение высоких темпов роста экономики, повышение ее конкурентоспособности, модернизацию и интенсивное развитие сельского хозяйства, продолжение институциональных и структурных реформ по сокращению присутствия государства в экономике, дальнейшее усиление защиты прав и приоритетной роли частной собственности, стимулирование развития малого бизнеса и частного предпринимательства, комплексное и сбалансированное социально-экономическое развитие регионов, районов и городов, активное привлечение иностранных инвестиций в отрасли экономики и регионы страны путем улучшения инвестиционного климата.
В этой связи стоит отметить, что Руководством страны была предложена позитивная экономическая повестка, подразумевающая диверсификацию экономики и структурную перестройку сельского хозяйства, а также расширение внешнеэкономических связей. Примечательно, что в целях полноценной реализации намеченных задач в данном направлении в Узбекистане реализуются меры по развитию креативной экономики, основанной на инновационном развитии и форсировании темпов экономического роста.
Основная идея креативной экономики заключается в создании новых отраслей и продуктов (как товаров, так и услуг), которые обеспечили бы не только возможности для наращивания экспорта, но и создание новых качественных рабочих мест. Креативная экономика также предполагает активное участие граждан в разработке новых товаров и услуг через поддержку стартапов (startup - новые бизнес-проекты, оригинальные бизнес-идеи и модели), новых видов предпринимательства, сотрудничества научно-исследовательских учреждений, вузов и промышленных предприятий.
В Узбекистане стартапы активно внедряются и пользуются популярностью у молодежи. В частности, в марте с.г. стартовала «Программа поддержки молодежных стартап-инициатив», в которой приняло участие более тысячи студентов со всех вузов Узбекистана. Охват направлений проектов оказался весьма широким, но наиболее популярными стали такие сферы, как электронная коммерция, образование, технологии коммуникации и навигации, транспорт и дорожная инфраструктура, а также медицина и биотехнологии.
В целях развития и либерализации экономики Президентом страны было принято свыше 20 нормативных актов, внесены изменения в соответствующие законодательные акты, созданы необходимые условия по поддержке субъектов предпринимательства. В частности, по инициативе Главы государства создан Гарантийный фонд развития малого предпринимательства и Институт уполномоченного при Президенте по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства и т.д. Обсуждая это, эксперты констатируют, что в Узбекистане меняется подход к осуществлению экономической политики, направленной, прежде всего на повышение экономической активности населения и создание благоприятной деловой среды. Основной акцент при этом делается на привлечение зарубежных партнеров, инвестиций в создание и расширение высокотехнологичных и инновационных производств. В целях формирования благоприятных условий для активного притока иностранных инвестиций, наращивания производства экспортоориентированных продукций в регионах страны, создаются свободные экономические зоны (СЭЗ). За небольшой промежуток времени в Республике Каракалпакстан, Самаркандской, Бухарской, Ферганской, Хорезмской, Джизакской, Наманганской, Сырдарьинской, Сурхандарьинской и Ташкентской областях в совокупности было создано 11 СЭЗ, что свидетельствует о расширении географии использования производственного и ресурсного потенциала регионов.
На сегодняшний день можно уверенно констатировать факт того, что развитие предпринимательства (прежде всего малого бизнеса и частного предпринимательства) в Узбекистане является самым мощным драйвером последовательного экономического роста. По итогам 2016 г. доля малого бизнеса в ВВП составила 56,9%, в промышленности – 38,9%, в розничном товарообороте – 87,1%, в платных услугах – 50,8% и в занятости – 77,9%.
Известно, что развитие любого общества определяет совокупность интеллектуальных способностей, здоровья, знаний, производительности труда и высокого качества жизни, т.е. человеческий капитал. В современном мире человеческий капитал является основным локомотивом креативной экономики, технико-технологического прогресса. Согласно Докладу ООН о человеческом развитии стран, Узбекистан по итогам 2016 года находится в группе с высоким уровнем человеческого развития.
На этом фоне эксперты обращают внимание на то, что в Узбекистане активизировалось формирование креативного класса, который в перспективе должен стать опорой в развитии экономики страны. В частности, планируется создание инновационных технопарков, которые будут специализироваться на проведении научных разработок и исследований, опытно-промышленных испытаний и передаче на освоение образцов инновационной продукции в различных сферах. К примеру, в сферах химических технологий, фармацевтики и медицинской биотехнологии, строительных материалов, пищевой промышленности; энергосбережения, производства альтернативных и возобновляемых источников энергии, машиностроения, электротехники и т.д.
Национальный брендинг — кратчайший путь на мировой рынок
Известно, что представления о государстве можно донести до аудитории двумя путями: создавая «бренд» страны и продвигая под ним национальные товары и услуги. По мнению специалистов, успешный брендинг включает в себя развитие шести взаимосвязанных сфер (т.н. шестиугольник) экономики: развитие туризма, наращивание экспортного потенциала, активизация внешней и внутренней политики, привлечение инвестиций, продвижение культуры, благополучие народа. В данном контексте стоит отметить, что в Узбекистане имеется огромный резерв возможностей по продвижению национального бренда на мировом рынке. В частности, отмечается богатое культурное наследие, стабильное развитие страны, гостеприимный народ, современная инфраструктура городов и т.д.
В процессе создания национального бренда необходимо партнерство государства, бизнеса и общества. При этом на практике основная доля финансирования брендинга страны возлагается на бизнес, который больше всего заинтересован в иностранных инвестициях и продвижении товаров и услуг на мировые рынки. Успешный бренд государства позволяет не только улучшить внешне- и внутриполитический имидж страны, но и повысить уровень политического влияния на международной арене, увеличить объемы экспорта продвигаемых товаров и услуг, укрепить международные связи и партнерские отношения, стимулировать чувство национальной идентичности, повысить общую конкурентоспособность страны.
Узбекистан, будучи одной из колыбелей мировой цивилизации, испокон веков служил мостом между Востоком и Западом, объединяя культурное и научное богатство человечества. Узбекская земля является родиной величайших ученых и мыслителей, таких как Аль-Хорезми, Аль-Беруни, Ибн Сино, Мирзо Улугбек и других, которые внесли неоценимый вклад в развитие науки и культуры. Как отмечают эксперты, на протяжении длительного исторического периода люди, проживавшие в Узбекистане, были не только хорошими торговцами, которые знали, как управлять экономикой и обращаться с деньгами, но и культивировали престиж науки и знаний.
В настоящее время продукция Узбекистана экспортируется под брендом «Сделано в Узбекистане», «Произведено в Узбекистане». География экспорта имеет тенденцию к постоянному расширению. Активно ведется работа по открытию торговых домов в ряде стран, таких как Япония, Корея, Кувейт, Оман и др. В данном контексте стоит отметить активизацию развития торговых отношений с Афганистаном, который рассматривается не как «источник угроз», а как источник возможностей.
Международный имидж страны во многом определяется качествами ее лидера как проводника всех преобразований. На сегодняшний день Президент РУ Ш.Мирзиёев является ярким примером процесса брендинга страны, будучи «продвинутым человеком в сфере ИКТ», «открытым для диалога по самым насущным проблемам регионального и международного характера».
Немаловажную роль играют в этом направлении оценки, рейтинги и индексы авторитетных международных институтов. Так, согласно докладу Всемирного банка «Ведение бизнеса – 2017: оценка качества и эффективности регулирования» Узбекистан занял 87-е место среди 190 стран мира. Также Всемирный банк в 2016 году включил Узбекистан в топ 10 государств мира, осуществивших важные реформы в сфере ведения предпринимательской деятельности. По результатам исследований Focus Economics Узбекистан занял 7-е место в мире среди 127 стран по темпам роста ВВП в 2016 году. В исследовании института Гэллап (США) «Рейтинг положительных эмоций», узбекистанцы оказались в тройке самых оптимистичных и позитивно настроенных народов планеты.
В целом, наличие сильного национального бренда в конечном итоге способствует повышению международного рейтинга и политического влияния, доверия инвесторов, росту экспорта отечественных товаров, развитию туризма, укреплению внутренней социальной стабильности, улучшению качества жизни населения.
Совершенству нет предела
Резюмируя вышесказанное, стоит отметить, что принимаемые государством меры свидетельствуют о том, что в условиях быстроменяющегося мира Узбекистан продолжает совершенствовать политику инновационного развития, отдавая приоритет эффективной реализации национально-экономического потенциала. В рамках реализации задач, намеченных в Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 гг., успешно реализуется множество идей, направленных, в том числе на укрепление международного имиджа страны. В этих целях Узбекистан продолжает мобилизовать свой созидательный потенциал, который, в частности, включает формирование пояса благополучия вокруг страны, широко применяя современные подходы и методы во все сферы жизни общества.
При этом развитие экономики страны рассматривается через призму повышения благополучия народа. Такой подход, несомненно, даст плодотворные результаты в самой ближайшей перспективе.
Аброр ЮСУПОВ,
руководитель отдела
Института стратегических и межрегиональных исследований
при Президенте Республики Узбекистан