Ценность парадигмы БРИКС плюс для Узбекистана заключается прежде всего не в расширении возможностей или амбиций стран его составляющих, а в качественном изменении модели экономического развития Глобального Юга. Вместо того, чтобы конкурировать между собой ради приближения к модели развитых западных экономик, она фокусирует их усилия на сотрудничестве в налаживании связей со своими региональными партнёрами и создании общей платформы для интеграции развивающихся стран в мировую экономику.
Активное торговое сотрудничество, наряду с другими направлениями, призвано укрепить сбалансированный и инклюзивный экономический рост, а также повысить уровень международной конкурентоспособности экономик стран БРИКС. На их долю приходится 17,3% мировой торговли товарами, 12,7% мировой торговли услугами, и которые формируют в совокупности 21% мирового валового внутреннего продукта (ВВП), по паритету покупательной способности национальных валют – порядка 30% мирового ВВП.
Приверженность Узбекистана курсу широкого международного сотрудничества в совместном достижении Целей устойчивого развития, включая взаимодействие в формате «Юг-Юг» получила признание во всем мире. Это послужило основанием для приглашения нашей страны к участию в Диалоге высокого уровня по вопросам глобального развития в формате «БРИКС плюс». В повестку дня форума включены вопросы укрепления глобального партнерства по реализации Повестки устойчивого развития на период до 2030 года.
Россия, Китай, Индия и Бразилия входят в 20 основных торговых партнеров Узбекистана. Из общего объема внешнеторгового оборота страны (42,1 млрд. долл. США), доля стран БРИКС в 2021 году составила 37,5%, из них экспорт – 27,8%, импорт – 43,8%. При этом Узбекистан в своей внешнеэкономической деятельности привержен принципу «Мы должны быть открыты миру, а мир должен быть открыт для нас». Это и требование времени и современного этапа развития мировой экономики.
Следует отметить, что страны БРИКС удалены в значительной степени друг от друга, что затрудняет процесс транспортировки товаров и увеличивает транспортные расходы. С учетом изменения внешней конъюнктуры, колебаний курсов валют данная проблема еще более усложняется. Происходят изменения в цепочках добавленной стоимости, в соотношениях цен, что отражается на величине товарооборота, сокращение объемов которого во многом связано с недостаточным уровнем развития инфраструктуры, главным образом, транспортно-логистической, препятствующей расширению и углублению торгово-экономического сотрудничества стран.
Вместе с тем имеющиеся проблемы в сфере многостороннего торгового сотрудничества БРИКС, требуют совместного поиска решений, прежде всего, в сфере транспортно-логистического и таможенного взаимодействия. Несмотря на доминирование в БРИКС экономических связей двусторонней направленности, эти проблемы целесообразно решать совместно, с учетом степени их сложности и значимости для стран-партнеров, что представляет особый интерес для Узбекистана.
Для продвижения совместных проектов и инициатив Шавкат Мирзиёев в своем выступлении предложил усилить транспортно-коммуникационную взаимосвязанность и включить Центральную Азию в трансконтинентальные маршруты «Север-Юг» и «Запад-Восток».
Дальнейшее упрощение процедур торговли не только поможет снизить операционные издержки, повысить конкурентоспособность продукции и увеличить торговые потоки, но также будет способствовать дальнейшему улучшению инвестиционной и деловой среды и оптимизации эффективного распределения экономических ресурсов БРИКС. Этому же будет способствовать интенсификация сотрудничества в валютно-финансовой сфере, уже запущенная в виде специализированного института – Нового банка развития, способного оказывать выборочную поддержку и при предоставлении коммерческих кредитов, в том числе и для решения региональных транспортно-логистических проблем.
Установление более широких партнерских отношений Узбекистана с БРИКС и другими развивающимися странами, приведет к более эффективной двусторонней и многосторонней торговле и взаимным инвестициям, расширению соглашений о свободной торговле и содействию взаимному развитию.
Тростянский Дмитрий Валерьевич,
главный научный сотрудник ИСМИ,
доктор экономических наук
Предыдущее
Обсуждены вопросы создания новой системы управления энергорынком
Президент Шавкат Мирзиёев 23 июня провел совещание по вопросам трансформации электроэнергетических предприятий.
23.06.2022Следующее
Формат «БРИКС плюс» – новые возможности для Узбекистана
Участие Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева по приглашению китайского лидера Си Цзиньпина в новом формате «БРИКС плюс», где обсуждались вопросы в области устойчивого развития на период до 2030 г.
25.06.2022