5-6 декабря состоялся государственный визит Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева в Казахстан. В ходе встречи лидеры двух стран обсудили ряд важных вопросов в политической, торгово-экономической и культурно-гуманитарной сферах. По итогам визита стороны подписали 22 соглашений, которые будут способствовать дальнейшему развитию узбекско-казахских отношений.
Главы государств обозначили развитие транспортной сферы в качестве одной из приоритетных направлений двустороннего сотрудничества. Было отмечено, что Узбекистан и Казахстан имеют значительный потенциал в транзитно-транспортной сфере. Две страны являются важными элементами транспортных коридоров по направлению «Север-Юг» и «Восток-Запад».
Учитывая, что оба государства находятся на пересечении ключевых торгово-транспортных коридоров Евразии, вопрос развития транспортной отрасли является своевременным и жизненно необходимым.
Президент Узбекистана подчеркнул важность формирования новых маршрутов, обеспечивающих выход на рынки друг друга и третьих стран. В этих целях намечена реализация новых крупных совместных проектов по развитию железнодорожной инфраструктуры, модернизации автомобильных пунктов пропуска.
Так, Узбекистан и Казахстан планируют ускорить реализацию проекта высокоскоростной железной дороги «Туркестан-Шымкент-Ташкент» к 2024 году. Прогнозный пассажирооборот составит 1,9 миллинов пассажиров в год (при движении 5 пар высокоскоростных поездов). Новая магистраль призвана стать единым туристическим маршрутом, соединяющим Казахстан и Узбекистан, она позволит повысить туристический потенциал обеих стран.
Стороны также договорились ускорить реализацию проекта строительства железной и автомобильной дорог «Учкудук – Кызылорда». Новая дорога сократит расстояние между указанными направлениями в 3—3,5 раза, что позволит снизить транспортные издержки, увеличить движение труда и капитала. Еще одним преимуществом станет то, что этот транспортный коридор позволит соединить центральноазиатские страны через южные, центральные и северные регионы Казахстана с Россией.
Стоит отметить, что на фоне роста взаимного товарооборота между двумя странами растут объёмы железнодорожных грузоперевозок. В частности, в 2020 году объём железнодорожных перевозок между Узбекистаном и Казахстаном составил 21 миллиона тонн, что на 19% больше по сравнению с 2019 годом.
Стороны обращают особое внимание созданию международных транспортных коридоров и международной транспортной инфраструктуры, которая будет способствовать снижению транспортных издержек при поставках экспортной продукции по территории двух стран для ее доставки в третьи страны.
Ярким свидетельством этого стал запуск в апреле этого года на узбекско-казахской границе строительства Международного центра торгово-экономического сотрудничества «Центральная Азия» общей площадью 400 гектаров, пропускной способностью в 35 тысяч человек и 5 тысяч грузовых автомобилей в сутки в обоих направлениях. Проект станет крупной промышленной и торгово-логистической площадкой для реализации совместных инвестиционных проектов Узбекистана и Казахстана.
Для содействия наращиванию взаимного товарооборота планируется создание единой товаропроводящей системы путем открытия трех оптово-распределительных центров в Сурхандарьинской и Ферганской областях Узбекистана с общим объемом инвестиций в 22,5 миллионов долларов и мощностью перевалки 67 тысяч тонн в год. Железные дороги Казахстана участвуют в реализации пилотного проекта «Агроэкспресс» по ускоренной доставке сельхозпродукции в рефрижераторном составе по маршруту Москва – Ташкент – Москва, запущенного в ноябре этого года.
Таким образом Узбекистан и Казахстан могут плодотворно сотрудничать в осуществлении крупных инфраструктурных проектов, связывающих Центральную и Южную Азию наиболее коротким транспортным маршрутом. В частности, реализация проекта строительства железной дороги «Мазари-Шариф – Кабул – Пешавар» позволит задействовать железнодорожную инфраструктуру Узбекистана и Казахстана, что увеличит их загрузку.
В целом реализация проектов в транспортно-логистической сфере между Узбекистаном и Казахстаном поспособствует увеличению объема товарооборота, взаимному обмену туристами, а также откроет возможности для реализации транзитного потенциала двух стран.
Ведущий научный сотрудник
Института стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Республики Узбекистан
Жанибек Турдыбаев.