Эксперт ИСМИ: Укрепление сотрудничества в сфере продовольственной безопасности ставит все страны ОЭС в выигрышное положение

Выступая на очередном саммите глав государств Организации экономического сотрудничества (ОЭС), состоявшемся 4 марта текущего года, Глава нашей страны Ш.М.Мирзиёев выдвинул ряд важных инициатив, призванных придать новый импульс сотрудничеству в различных направлениях. Среди них одной из значимых в условиях полученных уроков пандемии стало предложение по наращиванию сотрудничества в сфере продовольственной безопасности.

В частности, Президент Узбекистана отметил о необходимости выработки совместно с ФАО новой редакции Программы продовольственной безопасности и выразил готовность узбекской стороны принять у себя в текущем году ежегодное совещание министров сельского хозяйства организации.

Повышенное внимание лидера Узбекистана этому вопросу неслучайно. Востребованность развития сотрудничества в данном направлении диктует целый ряд факторов.

Во-первых, во время пандемии проблемы продовольственной безопасности обострились не только на региональном, но и на глобальном уровне. Это было обусловлено нарушениями, наблюдавшимися в глобальных цепочках поставок товаров и услуг. В результате, по оценкам Всемирного банка, в 2020 году мировые цены на продукты питания в среднем выросли почти на 20%.

С учётом этого, выдвинутая главой нашей страны инициатива по выработке совместно с ФАО новой редакции Программы продовольственной безопасности является особенно важной, поскольку она направлена на обеспечение продовольственной безопасности на пространстве ОЭС в кризисных ситуациях.

Во-вторых, вызовы, стоящие перед государствами ОЭС в вопросах обеспечения физической и экономической доступности продовольствия для населения в необходимом качестве и ассортименте, не ограничиваются последствиями эпидемиологического кризиса.

Нерешёнными остаются традиционные системные проблемы, которые препятствуют формированию благоприятной среды для развития агропромышленного комплекса государств ОЭС.

Среди них сегодня особенно выделяются такие вызовы как, изменение климата, опустынивание земли, нехватка водных ресурсов, которым государства ОЭС могли бы эффективно противостоять совместными усилиями – выявлением общих проблем и выработкой скоординированных мер для их преодоления. Именно эти вопросы могла бы включать новая редакция Программы продовольственной безопасности ОЭС, за разработку и принятие которой выступает Узбекистан.

В-третьих, сельскохозяйственная сфера традиционно носит значимый характер в формировании ВВП во всех странах ОЭС. В частности, агропромышленный комплекс государств-членов ОЭС составляет 14,5% совокупного ВВП региона и играет важную роль в обеспечении занятости населения. В этом секторе задействованы 40% трудоспособного населения государств ОЭС.

Исходя из этого, можно отметить, что сотрудничество в данном направлении ставит в выигрышное положение все страны ОЭС, так как координация усилий позволит увеличить конкурентоспособность их сельхозпродукции на мировом продовольственном рынке, повысить потенциал и эффективность сельскохозяйственной отрасли, а также производственных мощностей с использованием новых технологий.

Учитывая это, Узбекистан выражает готовность предоставить площадку для проведения очередной встречи министров сельского хозяйства государств-членов ОЭС.

Безусловно, одним из основных бенефициаров реализации этих инициатив станет Узбекистан, поскольку наша страна, взявшая в последние годы курс на модернизацию национального агропромышленного комплекса и ускоренное внедрение цифровых технологий в сельское хозяйство, заинтересована в налаживании тесного сотрудничества с зарубежными партнёрами, изучении и применении их передового опыта. С учётом этого, можно без преувеличения сказать, что лидер Узбекистана, прежде всего, исходит из задач внутреннего развития.

Продвижение подобных инициатив на международных и региональных площадках чётко вписывается в цели Узбекистана по реформированию сельскохозяйственного сектора, подразумевающую собой отказ от экспорта хлопка, упор на производство продовольствия, формирование кластеров вместо разрозненных фермерских хозяйств, объединение агропромышленного сектора с перерабатывающим производством.

К тому же сельскохозяйственный сектор страны традиционно играет значительную роль в экономике Узбекистана. В частности, его вклад в ВВП республики составляет 28,8%. В аграрном секторе работает 3,5 миллионов человек или 26% от общего числа занятых. Продажи сельхозпродукции за рубеж приносят Узбекистану до 25% совокупных экспортных доходов.

В целом, все эти факторы в совокупности выводят на передний план вопросы выстраивания прочных механизмов сотрудничества в сфере обеспечения продовольственной безопасности и развития агропромышленного комплекса. Практическое воплощение предложений Узбекистана не только поспособствует повышению совокупного потенциала продовольственной безопасности государств-членов, но и даст мультипликативный эффект, так как несёт дополнительную выгоду в виде повышения эффективности производства, расширения экспортных возможностей и доходов государств-членов ОЭС.

Азиз Каримов

ведущий научный сотрудник

Института стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Республики Узбекистан

Источник