ИСМИ: Конституционная реформа – это коренная смена парадигмы мышления и принципов деятельности в системе государственного и общественного управления

С такой оценкой выступил первый заместитель директора Института стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Республики Узбекистан Акрамжон Неъматов на «круглом столе» на тему «Конституционная реформа: основа обеспечения верховенства права, безопасности, развития свободного и справедливого гражданского общества», организованном посольством нашей страны в Брюсселе.

Мероприятие организовано в Брюссельском пресс-клубе при поддержке посольства нашей страны с участием делегации Узбекистана во главе с и.о. министра иностранных дел Владимиром Норовым и в составе депутатов Олий Мажлиса, общественных и исследовательских организаций Узбекистана, собрала солидный состав участников из числа представителей Европарламента, Комиссии ЕС, правительства и МИД Королевства Бельгии, руководителей и экспертов ведущих мозговых центров, СМИ государств Европы и страны-пребывания.

Говоря о таком важном аспекте конституционной реформы, как дальнейшее укрепление основ гражданского общества, повышение его роли и расширение участия его институтов в строительстве Нового Узбекистана, А.Неъматов подчеркнул, что главной целью конституционной реформы является построение гуманного, демократического, правового, социального и светского государства, формирование открытого и справедливого гражданского общества.

С его слов, новая конституция призвана придать устойчивый и необратимый характер начатому Президентом Узбекистана Шавкатом Мирзиёевым в 2016 году процессу фундаментальной трансформации системы государственного и общественного управления, несущей конструкцией которого выступает обеспечение уважения, соблюдения и защиты чести и достоинства граждан, неотчуждаемых и неприкосновенных прав и свобод человека.

Достижение этой амбициозной цели, считает А.Неъматов, – это сложный процесс, работа не одного дня и требует консолидации усилий всего народа Узбекистана, тесного взаимодействия государственных органов и гражданского общества.

По сути, как отметил представитель ИСМИ, конституционная реформа должна коренным образом изменить парадигму мышления и принципы деятельности в системе государственного и общественного управления, поставить в основу взаимоотношений в Новом Узбекистане вместо принципа «государство-общество-человек» постулат «человек-общество-государство».

Именно поэтому, по мнению А.Неъматова, в новом проекте Конституции значительно укрепляются права и свободы личности, существенно усовершенствуются конституционно-правовые основы народовластия и гражданского общества, повышается ответственность и подотчётность деятельности власти перед обществом.

В частности, первый заместитель директора ИСМИ обратил внимание на то, что уже в проекте преамбулы Конституции впервые закрепляется стремление народа Узбекистана построить открытое, гармоничное и справедливое гражданское общество. При этом впервые употребляется термин «гражданское общество», вводится отдельный раздел, посвящённый его институтам, определяется, что политические партии, профсоюзы, общественные фонды, иные неправительственные организации, органы самоуправления граждан, средства массовой информации составляют основу гражданского общества и определяют его содержание.

Более того указано, что впервые закрепляется конституционно-правовая обязанность государства принимать меры по поддержке институтов гражданского общества, обеспечивать их участие в разработке и реализации социально-экономических программ, развивать социальное партнёрство государственных органов и институтов гражданского общества, гарантировать осуществление общественного контроля.

Все это, выразил уверенность А.Неъматов, придаст мощный импульс демократизации и модернизации страны, активному участию граждан в этом процессе, обеспечит инклюзивность, прозрачность и эффективность проводимых реформ, в конечном итоге заложит прочный фундамент для начала исторически нового этапа государственного и общественно строительства в Узбекистане, обеспечивающего его поступательное и устойчивое развитие.

P.S. Ранее аналогичные «круглые столы» были проведены в Вашингтоне, Нью-Йорке, Лондоне, Варшаве, Женеве, Москве, Пекине, Сеуле, Токио, Нью-Дели и других столицах государств-партнёров, в ходе которых были доведены суть и значение конституционной реформы, получены конструктивные предложения ведущих международных экспертов.

Мероприятие организовано в рамках пребывания в Брюсселе делегации Узбекистана во главе с исполняющим обязанности министра иностранных дел Владимиром Норовым и в составе депутатов Олий Мажлиса, представителей ИСМИ и Центра «Стратегия развития».

В ходе пребывания делегации Узбекистана в Бельгии проведены также встречи с Верховным представителем ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жосефом Борелем, Комиссаром ЕС по делам юстиции Дидье Рейндерсом, министром иностранных дел, европейских дел, внешней торговли и федеральных учреждений культуры Бельгии Хаджа Лахбибом, а также принято участие в работе Глобального туристического форума «Саммит лидеров Европы 2022» на тему «Инвестиции, взаимосвязанность и гостеприимство».