ИСМИ: Поддержка институтов гражданского общества – приоритет государственной политики Узбекистана

Такую точку зрения высказал первый заместитель директора Института стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Республики Узбекистан Акрамжон Неъматов, выступая на «круглом столе» на тему «Конституционная реформа: основа обеспечения верховенства права, безопасности, развития свободного и справедливого гражданского общества».

В мероприятии, организованном в Брюссельском пресс-клубе при поддержке посольства нашей страны, приняли участие представители Европарламента, Комиссии ЕС, правительства и МИД Королевства Бельгии, эксперты ведущих мозговых центров, СМИ страны-пребывания, а также делегация Узбекистана во главе с исполняющим обязанности министра иностранных дел Владимиром Норовым.

Выступая с докладом на тему «Значение конституционной реформы для развития гражданского общества в Узбекистане», А.Неъматов отметил, что главной целью конституционной реформы является построение гуманного, демократического, правового, социального и светского государства, формирование открытого и справедливого гражданского общества.

В частности, первый заместитель директора ИСМИ обратил внимание на то, что уже в проекте преамбулы Конституции впервые закрепляется стремление народа Узбекистана построить открытое, гармоничное и справедливое гражданское общество. При этом впервые употребляется термин «гражданское общество», вводится отдельный раздел, посвящённый его институтам, определяется, что политические партии, профсоюзы, общественные фонды, иные неправительственные организации, органы самоуправления граждан, средства массовой информации составляют основу гражданского общества.

Представитель ИСМИ подчеркнул, что впервые также устанавливается конституционно-правовая обязанность государства принимать меры по поддержке институтов гражданского общества, обеспечивать их участие в разработке и реализации социально-экономических программ, развивать социальное партнёрство государственных органов и институтов гражданского общества, гарантировать осуществление общественного контроля.

По сути, отметил А.Неъматов, государство уже оказывает всестороннюю поддержку деятельности институтов гражданского общества, а в последнее время это направление возведено в ранг приоритетной задачи государственной политики. Конституционно-правовое закрепление гарантий свободы деятельности институтов гражданского общества придаст этой работе ещё более системный, устойчивый и поступательный характер. В частности, с его слов, в Узбекистане поддержка развития гражданского общества осуществляется посредством принятия целого комплекса всеобъемлющих и взаимосвязанных мер политико-правовой, социально-экономической и общественно-политической направленности.

Среди политико-правовых мер эксперт отметил закрепление приоритетности развития гражданского общества в документах концептуально-стратегического характера. Так, в принятой Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы формирование активного и свободного гражданского общества определено приоритетом реформ. Кроме того, Президентом Шавкатом Мирзиёевым в 2021 году утверждена Концепция развития гражданского общества в 2021-2025 годах, среди ключевых задач которой создание необходимых условий для активного участия институтов гражданского общества в государственном и общественном управлении.

К социально-экономическим мерам А.Неъматов отнес выделение парламентом Узбекистана за последние четыре года 32,5 млн. долл. на поддержку более 1,6 тыс. проектов ННО, что на 20% больше чем в 2010-2016 годах. Отмечено, что во всех регионах страны создано 14 домов ННО, где на безвозмездной основе размещены около 500 организаций. Более того, ННО освобождены от уплаты более 10 видов налогов и других обязательных платежей, на 25% сокращены ставки государственной пошлины за их регистрацию.

Среди общественно-политических мер эксперт привёл повышение статуса и роли институтов гражданского общества в качестве социальных партнёров государства и субъектов общественного контроля. Так, в 2018-2022 годах при государственных органах, в том числе при правоохранительных, создано более 100 общественных советов, в составе которых более 50% составляют представители институтов гражданского общества. Кроме того, в 2018 году Президентом Узбекистана учреждена премия «За вклад в развитие гражданского общества», которой на сегодняшний день удостоились 126 общественных активистов.

Все эти и другие меры в совокупности способствуют сегодня активному участию институтов гражданского общества в осуществляемых в Узбекистане реформах, констатировал А.Неъматов.

P.S. Ранее аналогичные «круглые столы» были проведены в Вашингтоне, Нью-Йорке, Лондоне, Варшаве, Женеве, Москве, Пекине, Сеуле, Токио, Нью-Дели и других столицах государств-партнёров, в ходе которых были доведены суть и значение конституционной реформы, получены конструктивные предложения ведущих международных экспертов.

Мероприятие организовано в рамках пребывания в европейской столице делегации Узбекистана во главе с исполняющим обязанности министра иностранных дел Владимиром Норовым и в составе депутатов Олий Мажлиса, представителей ИСМИ и Центра «Стратегия развития».

В ходе поездки проведены также встречи с Верховным представителем ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жосефом Борелем, Комиссаром ЕС по делам юстиции Дидье Рейндерсом, министром иностранных дел, европейских дел, внешней торговли и федеральных учреждений культуры Бельгии Хаджа Лахбибом, а также принято участие в работе Глобального туристического форума «Саммит лидеров Европы 2022» на тему «Инвестиции, взаимосвязанность и гостеприимство».