Узбекистан рассмотрит возможность подключения к работе цифровых платформ ЕАЭС

На прошедшем 21 мая заседании Высшего Евразийского экономического совета Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев в качестве главы государства-наблюдателя в ЕАЭС обозначил основные направления взаимодействия страны с этим интеграционным образованием.

Особое внимание глава Узбекистана уделил возможному подключению к работе действующих в рамках ЕАЭС цифровых платформ по налоговому и таможенному администрированию, промышленной кооперации, трудовой миграции и туризму.

Актуальность этого вопроса обусловлена динамичной работой, проводимой в ЕАЭС по внедрению цифровых решений для улучшения интеграционных процессов в основополагающих сферах сотрудничества. Цель этих усилий – создание в ЕАЭС единого цифрового пространства, призванного обеспечить устойчивый экономический рост и инклюзивное цифровое развитие всех вовлеченных сторон.

Во-первых, в целях контроля за перемещением грузов в ЕАЭС формируется система цифровой прослеживаемости товаров, предусматривающая их маркировку. Подобные меры уже дают весьма положительные результаты. В частности, по результатам пилотного проекта доля нелегальной табачной продукции в России за год снизилась на 5%, а бюджет увеличился на 607 миллионов долларов.

Планируется введение цифровой маркировки лекарств, обуви, парфюмерии, ювелирных изделий, фотооборудования и автомобильных шин. Именно эти товары чаще всего нелегально поставляются на общий рынок ЕАЭС.

Во-вторых, для развития единого транспортного пространства создается экосистема цифровых транспортных коридоров, направленная на автоматизацию транспортно-логистических операций, создание единых стандартов, переход на сквозную интегрированную систему надзора, снимающую с перевозчиков большую часть административной нагрузки.

Экономический эффект от реализации этого проекта прогнозируется в размере около 2 миллиардов долларов. При этом транспортная составляющая в цене конечной продукции может снизится с нынешних 20% до 12-15%. Время железнодорожной перевозки по маршруту «КНР – ЕАЭС – ЕС» сократится на 11 ч.

В-третьих, в сфере трудоустройства и занятости готовится к запуску первый совместный цифровой проект стран ЕАЭС – унифицированная система поиска «Работа без границ». Система предоставит доступ к информации о свободных рабочих местах и соискателях вакансий, в том числе из национальных баз данных. Широкое использование данной системы начнется с 1 июля текущего года.

Самое главное, цифровое взаимодействие в рамках ЕАЭС носит мультипликативный эффект на экономику стран объединения, в частности, реализация всех этих планов, являющихся важной составной частью цифровой повестки ЕАЭС до 2025 года, может увеличить совокупный ВВП стран объединения на 11%. В то же время рост занятости в информационно коммуникационных технологиях (ИКТ) может составить 66,4%, что увеличит общую занятость на пространстве Союза на 2,46%. Дополнительный прирост объёма экспорта услуг ИКТ может составить до 74%. Это показывает наличие стратегических возможностей и перспектив получения внушительных экономических выгод странами объединения за счет успешной реализации разрабатываемых ныне в ЕЭАС цифровых проектов.

В этой связи закономерна и вполне логична заинтересованность Узбекистана к налаживанию тесного взаимодействия в разработке и использовании разрабатываемых в ЕАЭС цифровых платформ. Такое сотрудничество отвечает целям подписанного ранее Меморандума о взаимодействии между Евразийской экономической комиссией и Правительством Республики Узбекистан, а также плана совместных мероприятий на 2021-2023 годы.

Более того, подключение Узбекистана к цифровым проектам ЕАЭС ускорит процессы цифровой трансформации страны, которая инициирована Президентом Шавкатом Мирзиёевым. Утверждена стратегия «Цифровой Узбекистан – 2030», в рамках которой долю цифровой экономики в ВВП страны планируется увеличить в 2 раза к 2023 году, а долю электронных госуслуг – довести до 60% к 2022 году. Предусматривается внедрение свыше 280 информационных систем и программных продуктов по автоматизации процессов управления, производства и логистики на предприятиях реального сектора экономики.

Таким образом очевидно, что подключение Узбекистана к работе цифровых платформ ЕАЭС является требованием времени, а развитие сотрудничества в этой сфере позволит не допустить «цифрового разрыва» между Узбекистаном и странами ЕАЭС, ускоряя при этом процессы цифровизации экономики нашей страны.

 

Миразиз Мирумаров

ведущий научный сотрудник

Института стратегических и межрегиональных исследований

при Президенте Республики Узбекистан

Источник