Важнейшим направлением сотрудничества в рамках ЕАЭС для Узбекистана является транспортно-транзитная сфера

21 мая Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев в ходе своего выступления на заседании Высшего Евразийского экономического совета выдвинул ряд ключевых инициатив по развитию сотрудничества страны с ЕАЭС. Приоритетной целью взаимодействия глава Узбекистана обозначил повышение конкурентоспособности транспортных коридоров, а также гармонизацию технических регламентов и стандартов, взаимное предоставление преференций.

Важно подчеркнуть, что актуальность предложения Президента Узбекистана заключается в том, что оно направлено, с одной стороны, на всестороннее развитие транспортно-коммуникационной и логистической системы ЕАЭС, обеспечивающей кратчайшие пути сообщений между Европой и Азией, выходы к рынкам Ближнего и Среднего Востока, Китая и ЕС, с другой – на повышение привлекательности транспортных услуг и инфраструктуры посредством кооперации в рамках международных транспортных коридоров, проходящих через территории стран объединения.

На сегодняшний день обеспечение национальных интересов Узбекистана на мировом рынке транспортных услуг за счет развития международного и регионального сотрудничества является одной из приоритетных задач экономического развития страны. Для наращивания экспорта узбекской продукции на внешние рынки решение транспортных вопросов носит стратегический характер. В этой связи важнейшим направлением сотрудничества в рамках ЕАЭС, представляющих особый интерес для Узбекистана, является – транспортно-транзитная сфера.

В ЕАЭС принимаются системные меры для создания единого транспортного пространства. В рамках этой работы в ЕАЭС проводится скоординированная транспортная политика, которая направлена на обеспечение экономической интеграции на принципах конкуренции, открытости, безопасности, надежности и доступности. Предполагается, что процесс формирования Единого транспортного пространства завершится к 2025 году, когда будут устранены все препятствия для перевозок любыми видами транспорта.

Стоит отметить наличие в ЕАЭС разветвленной транспортной сети способной обеспечить кратчайшие трансконтинентальные связи. Взаимодействие с ней не только приведет к увеличению объемов транзитных перевозок, но и будет содействовать развитию торговли между всеми странами Евразийского континента.

Известно, что 80 процентов внешнеторговых грузов Узбекистана перевозятся через страны-члены ЕАЭС – Россию, Казахстан и Кыргызстан. На сегодняшний день огромная доля в стоимости узбекских экспортных товаров приходится на транспортные расходы.

По оценкам специалистов, в случае налаживания эффективного сотрудничества, расходы Узбекистана при транзите грузов через железнодорожные пути стран ЕАЭС могут сократиться до 220 миллионов долларов. Более того, за счет упрощения таможенных процедур, формирования прозрачных тарифов и открытия новых маршрутов транзитный потенциал Узбекистана можно увеличить с нынешних 7 миллионов тонн до 16 миллионов тонн.

Таким образом, предложение главы Узбекистана позволит решить ключевые задачи развития наземных транспортных коммуникаций международного масштаба, а также увеличить собственные транзитные грузопотоки.

Жанибек Турдибаев.
Ведущий научный сотрудник ИСМИ.

Источник