ИСМИ: Консолидация совместных усилий позволит нарастить опыт СНГ в дерадикализации лиц

Комментарий к инициативе президента Шавката Мирзиёева по дерадикализации лиц, вернувшихся из зоны вооружённых конфликтов, дал Тимур Ахмедов,руководитель отдела Института стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Республики Узбекистан.

Весьма востребованной и актуальной инициативой Президента Республики Узбекистан Ш.М.Мирзиёева, озвученной на прошедшем саммите государств Содружества, стала разработка на базе Антитеррористического центра СНГ Программы сотрудничества в области дерадикализации, в том числе лиц, возвращающихся из зон вооруженных конфликтов, их реинтеграции в мирную жизнь.

Это обусловлено тем, что в настоящее время и в обозримой перспективе экстремизм и терроризм остается одной из основных глобальных угроз миру и безопасности. Проблемы борьбы с экстремизмом и терроризмом являются актуальными и в свете пандемии коронавируса, которая создает плодотворную почву, как для саморадикализации, так и вербовки пособников.

Необходимость дальнейшей активизации борьбы с международным экстремизмом и терроризмом является актуальной и на пространстве СНГ. Так, правоохранительные органы стран Содружества только в 2020 году совместно ликвидировали 22 ячейки международных террористических организаций, которые вербовали людей для подготовки в ряды боевиков за рубежом.

Однако на сегодняшний день решить проблему экстремизма и терроризма только силовыми путями невозможно. Ее трансформация в сложное социально-политическое явление, подпитываемое проблемами политического, экономического, территориального, духовно-нравственного и религиозного характера, указывает на актуальность вопроса дерадикализации. При этом основной задачей борьбы с экстремизмом и терроризмом должно быть искоренение причин его зарождения и распространения, устранение условий, способствующих активизации экстремизма и терроризма.

В этой связи необходимо подчеркнуть следующие характерные моменты предлагаемой Узбекистаном Программы сотрудничества в области дерадикализации на пространстве СНГ.

Во-первых, инициатива полностью совпадает с Концепцией дальнейшего развития СНГ, принятой в качестве важнейшего документа саммита, где приоритетным направлением является сотрудничество в сфере безопасности, борьбы с преступностью, поддержания и укрепления международной безопасности и стабильности, противодействия новым вызовам и угрозам. При этом особое внимание уделяется противодействию идеологии и пропаганде терроризма, вербовке граждан в террористические и экстремистские организации, а также совместным усилиям по пресечению трансграничных перемещений иностранных террористов-боевиков и финансирования терроризма.

Во-вторых, многие страны СНГ поддержали призыв Генерального секретаря ООН Антониу Гутерриша и приняли обязательства соответствующих резолюций Совета Безопасности ООН о репатриации своих граждан из зон боевых действий. Каждая страна Содружества имеет свой уникальный опыт по дерадикализации лиц, побывавших в конфликтных зонах. Так, Узбекистан, Казахстан, Россия и Таджикистан репатриировали более тысячи граждан из Сирии и Ирака. Дальнейшее сотрудничество в данной области позволяет выработать эффективные и согласованные практические меры профилактики и социальной адаптации лиц, отказавшихся от экстремистской деятельности.

В-третьих, Антитеррористический центр СНГ выступает в качестве координирующей структуры, которая вносит весомый вклад в дело сплочения усилий государств Содружества в борьбе с терроризмом, а также различными проявлениями экстремизма посредством учений. Центр будет предоставлять обзоры о террористических угрозах, организовывать совместные консультации органов безопасности с целью выработки и внедрения алгоритмов по предупреждению террористических акций и минимизации угроз.

В-четвертых, на пространстве СНГ довольно развито принятие соглашений по борьбе с экстремизмом и терроризмом. Функционирует 16 межотраслевых органов в области безопасности. Весомый вклад также вносит Межпарламентская ассамблея государств-участников СНГ, которая содействует разработки соглашений и модельных законов в данной сфере. Налажена эффективная практика принятия среднесрочных стратегий.

Так, в 2019 году принята Программа сотрудничества государств-участников СНГ в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма на 2020-2022 годы. В этом документе не были отражены меры сотрудничества по дерадикализации лиц, причастных к экстремистской деятельности. Поэтому вопросы противодействия радикальной идеологии, а также профилактики и реабилитации лиц, осужденных за экстремизм и терроризм, не стояли на повестке СНГ. Озвученное Президентом Республики Узбекистан Ш.М.Мирзиёевым предложение в рамках Совета глав государств СНГ нивелирует данный пробел в деле обеспечения общей безопасности.

Следует отметить, что Узбекистан имеет собственный уникальный опыт в реализации мер дерадикализации и содействия социальной реинтеграции возвращаемых граждан. В частности, была создана специальная программа по реабилитации и ресоциализации граждан, оказавшихся по заблуждению в составе рядов международных террористических организаций, осуществляющих деструктивную деятельность на территории Сирии и Ирака. Наша страна остается твердо приверженной основополагающему принципу – все граждане всегда находятся под защитой государства и Конституции. Практической реализацией данного принципа явилось то, что, несмотря на пандемию 8 декабря 2020 года проведена третья по счету гуманитарная операция «Мехр», в рамках которой 98 граждан Узбекистана – 25 женщин и 73 ребенка возвращены на Родину из Сирии.

В контексте озвученной инициативы Главы Узбекистана по дерадикализации лиц необходимо отметить, что проблему легче предупредить, чем преодолевать ее последствия. Выработка превентивных мер дерадикализации лиц, в свою очередь, может помочь понять причины устойчивости и иммунитета к деструктивным идеологиям. В то время, как консолидация совместных усилий позволит обогатить опыт стран СНГ в дерадикализации лиц, причастных к экстремистской деятельности, а также продемонстрировать сплоченность государств в борьбе с терроризмом, угроза которого отражается на безопасности населения и политической стабильности стран Содружества.

 

Источник