Влиятельные зарубежные «мозговые центры», представители политического истеблишмента и СМИ с особым интересом наблюдают за масштабными преобразованиями в Узбекистане, которые, в частности, коснулись и внешней политики. Они отмечают «серьезное изменение» внешнеполитического курса страны, которое в первую очередь затрагивает Центральную Азию. В свою очередь благодаря политике Ш.М.Мирзиёева мы становимся свидетелями тектонических сдвигов в регионе - удалось улучшить взаимоотношения между странами, создать позитивную атмосферу, о возможности существования которой всего несколько лет назад эксперты даже не задумывались. Не происходит серьезных происшествий на государственных границах стран, отменяются ранее существовавшие ограничения, создаются возможности для воссоединения семей и посещения родственников. СМИ пестрят заголовками об открытии регулярного авиасообщения между различными городами Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана, бизнес-форумах, очередных совместных выставках или днях культуры.
При этом стоит признать, что до недавнего времени у Узбекистана сохранялся ряд нерешенных вопросов с соседними странами. Наиболее болезненными из них были вопросы демаркации и делимитации государственных границ, использование вод трансграничных рек, строительство крупных ГЭС и т.д. Порой они приводили к напряженности во взаимоотношениях между странами, конфликтным ситуациям на границах и т.д. По некоторым объективным и субъективным причинам эти вопросы не были решены в первые годы независимости стран Центральной Азии, от чего страдали в первую очередь простые граждане, которые жили по обе стороны границ. Создавалось ощущение, что регион находился в затяжной спячке. Нужен был катализатор, новый импульс для решения этих вопросов в регионе.
Этим импульсом стал приход к власти в Узбекистане Ш.М.Мирзиёева. Зарубежные обозреватели как только не называли процесс реформ президента Узбекистана, в том числе и во внешней политике – начиная от «оттепели» и заканчивая «перезагрузкой». Независимо от названия важна суть этого процесса – нацеленность на решение региональных вопросов, прагматизм, поддержка регионального единства. В результате были предприняты беспрецедентные шаги по нормализации отношений с соседями. В частности, удалось найти общий язык с руководством Кыргызстана и Таджикистана. Камнем преткновения в отношениях Ташкента и Бишкека были вопросы демаркации и делимитации государственных границ. Ш.М.Мирзиёев призвал решить этот вопрос и превратить кыргызско-узбекскую границу в «границу дружбы». В результате был подписан Договор о Государственной границе с Кыргызстаном, который заложил основы для решения пограничного вопроса. С Таджикистаном удалось договориться о возобновлении регулярного авиасообщения. Эксперт по России и странам СНГ в Oxford Analytica Д.Маклеод особо отметил, что именно Узбекистан инициировал возобновление полетов. По его словам, Душанбе позитивно ответил на «добрый жест» Ташкента. В свою очередь таджикские обозреватели утверждают, что Ш.М.Мирзиёев смог положить конец напряженности в таджикско-узбекских отношениях. По их мнению, президент Узбекистана в течение одного года своего президентства смог положить начало действительно интеграционным процессам, объединяющим во многом все республики Центральной Азии. Высокую оценку со стороны жителей Таджикистана получило направление гуманитарной помощи общим весом 60 тонн из Узбекистана в пострадавшие от стихийных бедствий таджикские регионы. Многие граждане обеих стран с нетерпением ожидают визита президента Узбекистана в Таджикистан, который уже обещает стать историческим. Прогрессивную и позитивную внешнюю политику признают и за рубежом. Авторитетное американское издание The New York Times утверждает, что во внешней политике правительство Узбекистана стремится разрешить проблемы со своими соседями. В целом, изменения в Узбекистане представляют собой одну из «первых позитивных политических новостей из Центральной Азии в течение многих лет».
Заведующий отделом Центральной Азии Института стран СНГ А.Грозин считает, что на данный момент в Центральной Азии трансформируется система межгосударственных отношений, Эксперт уверен, что появление Ш.Мирзиёева на политической арене региона положительно сказалось на отношениях стран-соседей. По его словам, за прошедший год Ташкент продемонстрировал высокую активность на самых разных направлениях. Налицо признаки значительного оздоровления в отношениях между странами региона. На этом фоне американский исследователь по ЦА Б.Паньер акцентирует внимание на то, что политика руководства Узбекистана в отношении соседних стран – это «нечто большее, чем дружба». По его словам, текущие взаимоотношения Узбекистана со странами ЦА «радикально отличаются» от политики прошлых лет и подтверждают заявления Президента страны улучшить связи со всеми соседними странами, развить собственный экономический потенциал как государства, являющегося «естественным центром торговли в регионе». Б.Паньер полагает, что акцентирование внимания Узбекистаном на региональных вопросах «может придать новый импульс их продвижению». В свою очередь Директор программы «Шелковый путь» в Институте Центральной Азии и Кавказа (США) С.Корнелл заметил, что узбекистанцы открываются для своих соседей. По его словам, он «приятно удивлен тем, как Ш.М.Мирзиёев проводит внешнюю политику». Аналитики Канадского Центра по изучению вопросов глобализации предполагают, что, принимая во внимание главное геостратегическое положение Узбекистана и впечатляющий потенциал на рынке труда с учетом густонаселенности страны, совокупный эффект проводимых реформ может способствовать его превращению в один из локомотивов региона. В то же время российский эксперт Р.Ищенко подчеркивает, что Ташкент открыт для дискуссии по любым значимым вопросам мировой и региональной политики.
Как отметил президент Узбекистана в своем Послании парламенту страны, в 2017 г. состоялся 21 визит на высшем уровне, проведены встречи с руководителями и представителями более 60 государств и международных организаций. В результате заключено свыше 400 соглашений, подписаны торговые и инвестиционные договоры в общей сложности почти на 60 млрд. долл. США. Это красноречиво говорит об эффективности обновленного внешнеполитического курса страны. При этом это всего лишь начало большого пути, от которого мы ждем очень многое. В целом, изменения внешнеполитического курса страны демонстрируют комплексный подход руководства Узбекистана к решению накопившихся проблем. Они вызвали положительные отклики и одобрение международного сообщества, энтузиазм и понимание у народа и должны создать основу для еще большего взаимовыгодного сотрудничества в 2018 г. Вместе с тем следует отметить, что внешнеполитические преобразования в Узбекистане стали катализатором усиления взаимодействия стран Центральной Азии: регион превращается из разрозненного в единый.
Возможно в перспективе мы станем свидетелями более глубоких интеграционных процессов в регионе, который объединяют общие традиции, культура, религия и история. Благодаря этому Центральная Азия может по-новому заявить о себе на международной арене, улучшить свой имидж, привлечь больше иностранных инвестиций, что в интересах всех его стран.
Главный научный сотрудник ИСМИ Аитов М.Р
Предыдущее
О некоторых аспектах реформ в Узбекистане
В последнее время в ведущих мировых СМИ, экспертно-аналитических и политических кругах широко обсуждается процесс преобразований в Узбекистане. Нашу страну стали называть «новым азиатским тигром», «спящим гигантом» ...
28.12.2017