О некоторых аспектах реформ в Узбекистане

В последнее время в ведущих мировых СМИ, экспертно-аналитических и политических кругах широко обсуждается процесс преобразований в Узбекистане. Нашу страну стали называть «новым азиатским тигром», «спящим гигантом», процесс реформ - «оттепелью», «перезагрузкой», «узбекской весной», «революцией сверху», а Ш.М.Мирзиёева «президентом надежды». Также президента Узбекистана нередко сравнивают с китайским реформатором Д.Сяопином, который заложил основы для «экономического рывка» Китая. Как заметила влиятельная британская газета The Guardian, «в воздухе чувствуются оптимистические настроения, а на устах всех жителей Узбекистана лишь одно слово — изменения».

7 февраля 2017 г. указом президента была утверждена Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития на 2017-2021 гг., предусматривающая проведение реформ практически во всех сферах. Многие зарубежные эксперты, освещающие Узбекистан, указали на практичность Стратегии, т.к. в ней поставлены четкие задачи и указаны конкретные шаги по проведению реформ. Член Палаты лордов парламента Великобритании, вице-председатель Всепартийной парламентской группы по Узбекистану Мухаммед Илтаф Шейх отметил, что в Стратегии «учтены передовой зарубежный опыт и международные стандарты, глубоко изложены перспективы всех сфер развития Узбекистана. Реализация этих реформ, несомненно, станет важным фундаментом в деле построения великого будущего страны».

Многие зарубежные эксперты полагают, что главной особенностью реформ в Узбекистане является гуманизм, так как права и законные интересы людей легли в основу преобразований. Начнем с того, что 2017 г. был объявлен «Годом диалога с народом и интересов человека». В данном контексте важный вклад в соблюдение прав и свобод человека внесло и создание «Виртуальной приемной Президента Республики Узбекистан» и ее отделений по всей республике, которая стала своеобразной прямой и постоянно действующей линией между руководителем государства и населением. В результате у каждого узбекистанца появился легко доступный и эффективный канал решения своих проблем. В нее поступило более 1,5 млн. обращений, из них 95% уже рассмотрено. Этот показатель наглядно демонстрирует доверие граждан к Приемной. Она стала дополнительным «импульсом» и для более эффективной работы государственных учреждений и чиновников.  Согласно опросу «Стратегия действий. Итоги и перспективы», проведенном Центром «Стратегия действий» в августе-сентябре с.г, 54% респондентов сказали, что благодаря «Виртуальной и народным приемным Президента» проблемные вопросы решаются полностью, 42% - частично.

Более того, зарубежные специалисты обращают внимание на регулярное посещение Президентом регионов страны, что позволяет гражданам быть в контакте с главой государства. На этом фоне обозреватели Forbes отмечают широкую поддержку главы государства среди населения и царящий у людей оптимизм.

Влиятельная международная правозащитная организация Human Rights Watch (которая в прошлом часто критиковала Узбекистан) полагает, что «в течение первого года президентства Ш.М.Мирзиёева властями Узбекистана был предпринят ряд позитивных шагов по улучшению ситуации с правами человека». Более того, впервые за много лет делегация этой организации посетила Узбекистан и смогла на месте оценить ситуацию.

Одним из приоритетных направлений стала борьба с коррупцией, которая является характерным признаком почти всех постсоветских стран. Был принят «Закон о противодействии коррупции». Захари Витлин, аналитик Eurasia Group констатирует, что администрация Ш.Мирзиёева, начала «серьезную борьбу с коррупцией, которая является одной из самых острых проблем на развивающихся рынках».

Значительные изменения произошли и в экономике. Не секрет, что предприниматели сталкивались с определенными проблемами при ведении своей деятельности. В первую очередь это казалось проверок бизнеса. Высокий уровень забюрократизированности и огромное количество проверок бизнеса — тяжкое наследие СССР, которое практически ни одна страна бывшего Союза до сих пор полностью не преодолела. Проверки не только оказываются малоэффективными, но и парализуют работу предприятия на несколько дней, а также создают благодатную почву для коррупции. Согласно Указу Президента «О дополнительных мерах по обеспечению ускоренного развития предпринимательской деятельности» с 1 января 2017 года в Узбекистане были отменены все виды внеплановых проверок деятельности субъектов предпринимательства. И это уже дало свои плоды.

Так, Узбекистан в рейтинге Всемирного банка (ВБ) «Ведение бизнеса-2018» поднялся на 13 позиций с 87-го места на 74-е и вошел в десятку мировых лидеров по улучшению делового климата. Более того, исходя из объявления 2018 г. «Годом поддержки активного предпринимательства, инновационных идей и технологий», президент Ш.М.Мирзиёев предложил освободить предпринимателей от плановых и внеплановых проверок сроком на два года. Президент Всемирного банка Джим Ёнг Ким считает, что проводимые в Узбекистане меры по совершенствованию банковско-финансовой системы, дальнейшему улучшению благоприятной деловой среды и инвестиционного климата послужат развитию бизнеса. Региональный директор ВБ по Центральной Азии Лилия Бурунчук, отметила, что «решительные меры правительства с целью реализации реформ в стране, несомненно, приведут к улучшению делового и инвестиционного климата в стране».

Одна из реформ, которую с нетерпением ждали многие узбекистанцы – валютная реформа. В течение долгого времени граждане страны сталкивались с определенными проблемами при приобретении и реализации иностранной валюты. Поэтому правительство Узбекистана приняло решение о девальвации, фактически сравняв «черный» курс с официальным. Миссия Международного валютного фонда (МВФ), посетившая Ташкент «с особым одобрением восприняла план по первоочередному реформированию валютной системы», Специалисты фонда считают, что «значительные валютные резервы Узбекистана позволят уверенно осуществить валютную реформу». Стоит отметить, что с начала валютной реформы золотовалютные резервы Узбекистана увеличились на 1,1 млрд. долл., достигнув 26 млрд. долл.

Об оживлении экономической жизни можно судить и по возобновлению сотрудничества с ведущими зарубежными финансовыми институтами. Так, 8 ноября с.г. состоялось открытие представительства Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) в Ташкенте. В ходе визита в Ташкент первого вице-президента ЕБРР Ф.Беннета банк подписал три кредитных соглашения на общую сумму 120 млн. долларов. Ф.Беннетт считает, что реформы, проводимые руководством Узбекистана, носят «смелый и амбициозный характер». 

В свою очередь эксперт центра изучения Центральной Азии и Кавказа Института востоковедения РАН Станислав Притчин позитивно оценил возвращение ЕБРР в Узбекистан. «Присутствие таких институциональных игроков, как ЕБРР, означает, что у государства есть потенциал развития и возможности для работы западных финансовых институтов. Соответственно это даст толчок развитию малого и среднего бизнеса», – сказал С.Притчин.

Как подчеркнул президент Узбекистана Ш.М.Мирзиёев в послании парламенту страны, 2018 г. может стать важнейшим этапом в достижении целей, поставленных перед Узбекистаном. Естественно, что на этом пути мы столкнемся с определенными трудностями. Однако процесс реформ, каким тяжелым он бы не был, уже запущен и его необходимо продолжать. Ведь проблемы Узбекистана могут быть решены только самими узбекистанцами. Хочется напомнить, что наша земля дала миру одну из самых древних цивилизаций, величайших ученых и просветителей своего времени. Настало время и нам вспомнить, кто мы такие и на что способны. Каждый из нас может внести свою лепту в развитие нашей страны. Нам всего лишь необходимо запастись терпением и внести свою лепту в развитие страны, и задать себе вопрос – а что же я сделал для своей страны?