18 августа на веб-сайте ведущего американского издания «The Diplomat» размещена аналитическая статья под заголовком «Роль Узбекистана в афганском примирении» («Uzbekistan’s Role in Afghan Reconciliation»), сообщает корреспондент ИА «Дунё».
Журнал «The Diplomat» – авторитетное общественно-политическое издание США. На своих страницах журнал дает оценки и комментарии ведущих зарубежных экспертов по событиям в мире, связанным с внешнеполитическими тенденциями, процессами глобализации и геополитики, актуальными вопросами региональной безопасности и стабильности, а также мировыми финансами, бизнесом и международной торговлей. Ежемесячная читательская аудитория журнала – более 2 миллиона человек.
Автором материала является глава консалтинговой компании «Corsair LLC» Джеймс Дюрсо – эксперт по вопросам внешней политики и национальной безопасности, служил аналитиком в ВМС США в течение 20 лет.
В статье подчеркивается, что избрание Шавката Мирзиёева Президентом Узбекистана изменило характер взглядов региона на Афганистан и привело к признанию ИРА как части Центральной Азии. Как отмечает автор, Ташкентская декларация 2018 года поддержала внутриафганские переговоры, официально закрепив заинтересованность всех государств Центральной Азии во внутриафганском переговорном процессе.
По мнению Джеймса Дюрсо, сокращение количества военнослужащих США в ИРА до менее 5 тысяч к концу ноября, вероятно, приведет также к уменьшению присутствия НАТО и свертыванию ряда гуманитарных программ. По мере сокращения расходов иностранных правительств необходимо будет развивать экономику, чтобы компенсировать снижение объемов зарубежной помощи, вернуть экономическую активность, потерянную в результате пандемии COVID-19, и трудоустроить демобилизованных боевиков «Талибана», отмечается в материале.
В отличие от 1992 года, когда правительство Наджибуллы было свергнуто после ухода советских войск и прекращения иностранной помощи, в настоящее время Кабул может рассчитывать на содействие своих центральноазиатских соседей в интеграции ИРА в региональную экономику, что позволит предотвратить крах правительства и гражданскую войну, считает эксперт.
В этих условиях, как отмечает обозреватель, Узбекистан имеет лучшее географическое местоположение и обладает необходимыми человеческими и природными ресурсами, чтобы занять лидирующее положение в вопросе афганской интеграции в региональные процессы в партнерстве с Казахстаном, который имеет крупнейшую экономику региона.
Во-первых, региональная транспортная интеграция ускорит афганское примирение. Узбекистан может стать для ИРА «воротами торговли» через Карго центр «Термез» и международный аэропорт Навои, что обеспечит Афганистану альтернативы южным транспортным маршрутам через пакистанские порты Карачи
и Гвадар, порт Чабахар в Иране. Кабул также сможет повысить свой вес в переговорах с Китаем и Пакистаном по экспортным транспортным маршрутам. Кроме того, модернизация сети автомобильных и железных дорог Узбекистана является положительным фактором в обеспечении более тесной логистической связности Кабула с регионом ЦА.
Во-вторых, Узбекистан сможет обеспечить доступ афганской молодёжи к качественным знаниям через Образовательный центр в Термезе и реализацию совместного проекта Министерства высшего и среднего специального образования, ЕС и ПРООН. Возможность очного обучения граждан ИРА на территории Узбекистана также способствует изучению узбекского опыта ведения бизнеса, стандартов труда, финансовой прозрачности и др. Не менее важно, что это может на практике продемонстрировать афганцам, как продуктивно и мирно функционирует Узбекистан, население которого сильно диверсифицировано - от глубоко верующих до толерантных слоев общества.
В-третьих, Узбекистан, возможно, должен стать путеводителем для нового правительства Афганистана с участием талибов на основе собственного положительного опыта широких и глубоких реформ, позволивших привлечь иностранных инвесторов. Лидеры «Талибана», вероятно, пообещали племенам хорошую работу после «победы» и считают, что им нечему учиться у правительства Кабула, НПО или делегаций парламентариев.
Им придется объяснить, что инвесторы не войдут на рынок, известный насилием и коррупцией. Например, согласно данным Геологической службы США, у Афганистана имеется полезных ископаемых на сумму 1 трлн. долл., которые бесценны в условиях войны.
Как отмечает аналитик, после ухода НАТО из ИРА на Узбекистан ляжет больше бремени по обеспечению регионального развития с участием Афганистана. В этом деле США, ЕС, Япония, Южная Корея и другие развитые экономики должны гарантировать свою политическую и экономическую поддержку Ташкенту путем финансирования инфраструктурных и иных проектов на пространстве ЦА.
В частности, Соединенные Штаты могут внести свой вклад, используя такие платформы, как «C5+1» и трехсторонний формат сотрудничества «США-Афганистан-Узбекистан» для принятия действенных решений, а не только для «измерения пульса». По мнению автора, заседания высокого уровня в рамках указанных площадок должны быть нацелены на приятие практических решений. Только таким образом отношения между всеми вовлеченными сторонами станут более зримыми и прочными, считает Джеймс Дюрсо.
В заключение публикации, Джеймс Дюрсо, цитирует следующие слова Президента Ш.М.Мирзиёева: «Безопасность Афганистана – это безопасность Узбекистана, залог стабильности и процветания всего обширного региона Центральной и Южной Азии». Он подчеркивает, что Узбекистан и остальные государства региона готовы помочь Афганистану воспользоваться возможностью присоединиться к мировой экономике и не дать ИРА стать неуправляемой «тихой гаванью» для терроризма и центром торговли наркотиками, оружием и людьми.