ИСМИ: Инициативы Президента Ш.Мирзиёева направлены на обеспечение устойчивого и поступательного развития на пространстве СНГ

Комментарий первого заместителя директора Института стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Республики Узбекистан Акрамжона Неъматова к итогам председательства Республики Узбекистан в СНГ в 2020 году.

Оценивая итоги председательства нашей страны в СНГ можно с уверенностью сказать, что несмотря на непростую эпидемиологическую ситуацию, которая осложнила работу многих региональных и международных организаций, Узбекистан провёл весьма плодотворную и эффективную работу в рамках Содружества.

В соответствии с Концепцией председательства Узбекистана в СНГ проведены заседания Совета глав правительств, Совета министров иностранных дел, Экономического совета СНГ, около 60 совещаний органов отраслевого сотрудничества, в том числе Совета по сотрудничеству в области здравоохранения, Совета по гуманитарному сотрудничеству, рассмотрено более тысячи вопросов, принято свыше 70 важных многосторонних документов.

В 2020 году Узбекистан присоединился к трем органам СНГ: Совету по делам молодёжи, Консультативному совету по труду, занятости и социальной защите населения, Консультативному совету по защите прав потребителей, расширив в целом спектр своего взаимодействия с государствами-участниками Содружества в рамках 39 органов отраслевого сотрудничества.

Однако, наглядным свидетельством эффективности председательства Узбекистана является согласование и принятие в уходящем году солидного пакета концептуальных и стратегических документов, формирующих адаптированную к новым реалиям основу долгосрочного и взаимовыгодного сотрудничества в рамках СНГ в таких приоритетных сферах, как политика, экономика, безопасность, культура, туризм, спорт, молодёжная политика, инновационное развитие.

В частности, актуальное значение для устойчивого развития на пространстве СНГ имеют принятые на 2021-2030 годы стратегии развития сотрудничества в области туризма, физической культуры и спорта, молодёжной политики, соглашение о взаимодействии в сфере цифрового развития общества, а также концепции военного сотрудничества до 2025 года и межрегионального и приграничного сотрудничества до 2030 года.

Отдельного внимания заслуживает Стратегия экономического развития СНГ на период до 2030 года, которая направлена на последовательное наращивание взаимовыгодного сотрудничества государств – участников СНГ в более чем 30 направлениях экономического взаимодействия, повышение конкурентоспособности национальных экономик и благосостояния граждан стран Содружества, укрепление позиций его государств-участников в мирохозяйственных связях.

Весомым вкладом в практическую реализацию данной стратегии стало утверждение Советом глав правительства Содружества в мае текущего года Приоритетных направлений сотрудничества государств – участников СНГ в сфере транспорта на период до 2030 года.

В этом программном документе, инициированном ранее Президентом Узбекистана Ш.М.Мирзиёевым, предусмотрено проведение скоординированной политики по формированию общего транспортного пространства и повышению конкурентоспособности транспортных коридоров в странах СНГ, их интеграции в европейскую и азиатскую транспортные системы.

Наиболее важным достижением председательства Узбекистана в СНГ стало принятие Концепции дальнейшего развития СНГ на предстоящее десятилетие, предусматривающей реализацию согласованных мер по совершенствованию организационно-правовых механизмов сотрудничества в политической, экономической, гуманитарной, культурной и иных областях и формирование в долгосрочной перспективе интегрированного экономического и политического объединения, обеспечивающего эффективное развитие каждого его участника.

Ценность концепции заключается в том, то она разработана исходя из объективных интересов государств – участников СНГ в создании благоприятных условий для дальнейшего развития национальных экономик и обеспечения безопасности, укрепления благосостояния граждан, вовлечения в мировые политические, социально-культурные и экономические процессы, предусматривает адаптацию структур, форм и методов работы СНГ к новым задачам динамично развивающегося мира.

Кроме того, в год своего председательства Узбекистан провёл целенаправленную работу по согласованию и принятию Программы сотрудничества государств-участников СНГ в укреплении пограничной безопасности на внешних границах на 2021-2025 годы, а также Межгосударственной программы развития инновационного сотрудничества государств-участников СНГ до 2030 года, нацеленной на усиление инновационной компоненты экономического роста на основе развития межгосударственного инновационного пространства.

Скоординированная и согласованная работа по разработке и принятию вышеуказанных концептуальных и программных документов средне- и долгосрочного характера ещё раз подтверждает общность стратегических интересов и целей развития государств – участников СНГ, их заинтересованность в дальнейшем расширении и углублении равноправного, взаимовыгодного и многопланового сотрудничества по широкому спектру вопросов.

В этой связи особую актуальность представляют инициативы Президента Узбекистана Ш.М.Мирзиёева, озвученные в ходе прошедшего 18 декабря Саммита глав государств – участников СНГ, такие, как принятие в рамках Содружества «Дорожной карты» по развитию электронной торговли, Комплексной программы промышленной кооперации, Программы сотрудничества по вопросам трудовой миграции, Программы сотрудничества в области дерадикализации, проведения «Марафона здоровья СНГ» и другие.

Воплощение указанных инициатив, направленных на практическую реализацию принятых стратегических и концептуальных документов, позволит в полной мере задействовать огромный потенциал государств – участников СНГ, консолидировать общие усилия для обеспечения устойчивого и поступательного развития на пространстве Содружества в посткризисный период.

Это, в свою очередь, подтвердит жизнеспособность Содружества как действенного механизма многостороннего сотрудничества, его готовность адаптироваться к новым реалиям, общее стремление государств-участников СНГ к неуклонному повышению благосостояния, уровня и качества жизни населения наших стран.

В целом, Узбекистан, активизировав своё участие в Содружестве, ещё раз заявил о своей твёрдой приверженности развитию многостороннего сотрудничества, а достигнутые высокие результаты в рамках председательства Узбекистана в СНГ свидетельствуют о всемерной поддержке государствами – участниками объединения усилий нашей страны по углублению практического партнёрства по всем направлениям политического, экономического и гуманитарного сотрудничества, обеспечению стабильности и устойчивого развития на пространстве Содружества Независимых Государств.

Источник