За последние несколько лет Узбекистан значительно активизировал свою деятельность в рамках СНГ. В
Подробнее о том, почему принятый документ имеет большое значение, рассказал главный научный сотрудник Института стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Республики Узбекистан Алексей Кустов.
Развитие отношений со странами СНГ является одним из главных приоритетов внешней политики Узбекистана. Узбекистан рассматривает Содружество как важный механизм для углубления многопланового практического сотрудничества, особенно, в сфере развития торгово-экономических связей, расширения производственной кооперации, а также эффективного использования транспортно-транзитного потенциала.
Следует заметить, что по инициативе Президента Ш.М.Мирзиёева Узбекистан впервые принял на себя функции председательства в СНГ в
Знаковым событием в ходе председательства Узбекистана стало принятие государствами Содружества Стратегии экономического развития СНГ до
Принятие Стратегии еще раз свидетельствует о совпадении долгосрочных интересов и основных целей экономического развития государств СНГ, а также подтверждает их заинтересованность в равноправном, взаимовыгодном и многоплановом сотрудничестве.
Необходимо отметить, что принятый документ носит всеобъемлющий характер и охватывает около 30 направлений экономического взаимодействия стран-участниц Содружества. Совместные усилия будут сосредоточены на развитии межгосударственного торгово-экономического сотрудничества, разработке новых кооперационных и инфраструктурных проектов.
Большое внимание будет уделено производственно-технологической и научно-технической кооперации, внедрению инноваций и развитию цифрового общества, реализации образовательного потенциала.
Немаловажное значение также приобретает создание высокотехнологичных транспортных систем, развитие сотрудничества в области конкурентной политики, агропромышленного комплекса, в валютно-финансовой
и социально-экономической сферах.
Главной целью Стратегии является создание благоприятных условий для устойчивого экономического развития
и соответственно повышение уровня благосостояния граждан.
В этой связи, определены ключевые показатели реализации Стратегии. Это и достижение темпов роста ВВП выше среднемировых, увеличение подушевого ВВП, продолжительности жизни населения, взаимной торговли. Также намечено снижение энергоемкости, улучшение делового климата и повышение позиций в рейтингах Всемирного банка «Ведение бизнеса» и глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума.
Следует подчеркнуть, что для успешного достижения намеченных целей государства СНГ обладают всеми необходимыми ресурсами. Содружество занимает 16% мировой территории, на которой проживает 286 миллионов человек или 3,8% населения мира. На страны Содружества приходится почти 30% мировых запасов природного газа и угля, 20% нефти, 36% урана, 20% золота, 13% пахотных земель и пр.
В контексте принятия Стратегии экономического развития СНГ до
Во-первых, за последние несколько лет Узбекистан активизировал свое участие в отраслевом сотрудничестве, реализации проектов в торгово-экономической области, а также
в функционирующей системе консультаций на различных уровнях. Тем самым мы последовательно углубляли экономическое и финансовое взаимодействие в рамках СНГ, что позволило эффективно решать вопросы экономической интеграции и торгово-промышленной кооперации с ключевыми внешними партнерами.
В ходе своего председательства в СНГ, Узбекистан провел заседания Экономического совета, Совета руководителей ТПП, мероприятия в рамках «Недели деловых инициатив». Также можно выделить проведенный «круглый стол» по вопросам сотрудничества в сфере коммерческого арбитража, экономический и туристический форумы стран Содружества.
Во-вторых, важно отметить интерес Узбекистана к расширению и углублению хозяйственных связей, в том числе на региональном уровне, с государствами Содружества. Страны СНГ были и остаются одними из важнейших экономических партнеров нашего государства. На их долю сегодня приходится 31,2% всего объема внешней торговли Республики.
В результате предпринятых руководством Узбекистана мер по укреплению сотрудничества со странами СНГ объем товарооборота между Узбекистаном и государствами Содружества за последние 4 года увеличился с 8,3 миллиардов до 14,4 миллиардов долларов.
В-третьих, Узбекистан нацелен не только на сохранение традиционных экономически обоснованных производственных связей, но и их продуктивное развитие. Магистральным путем продвижения экономического сотрудничества выступает углубление промышленной кооперации государств СНГ. Прежде всего, это развитие производственно-технологических связей
и инвестиционного сотрудничества.
Механизм кооперации на площадке СНГ позволяет сконцентрировать инвестиционную, техническую и торгово-экономическую политику на наиболее важных направлениях. Успешное осуществление такого сотрудничества содействовало бы наращиванию производства и увеличению объемов взаимной торговли. Одновременно с этим, перспективное направление совместных усилий – расширение, показавшей свою эффективность, практики «зеленых и упрощенных коридоров».
В-четвертых, с учетом современного мирового опыта, приоритетной задачей становится дальнейшее развитие взаимной торговли государств–участников СНГ на основе Договора о зоне свободной торговли от
Так, условия свободной торговли в рамках договора предоставляют все возможности для более эффективного продвижения промышленной, сельскохозяйственной продукции, изделий легкой промышленности и металлургии на экономическом пространстве СНГ. Таким образом, документ и его механизмы обеспечивают более широкие возможности по увеличению объемов производства экспортоориентированной высокотехнологической продукции с высокой добавленной стоимостью.
Подытоживая, следует отметить, что Стратегия экономического развития СНГ до 2030 года должна сыграть значимую роль в дальнейшем повышении экономического потенциала участников Содружества. В документе сбалансированы их общие и национальные интересы, скоординированы подходы и приоритеты дальнейшего наращивания взаимовыгодного экономического сотрудничества.
Кроме того, положения Стратегии нацелены на поступательное повышение эффективности экономических связей на пространстве Содружества за счет полномасштабного раскрытия социально-экономического потенциала каждой страны
и в целом всего объединения.
Можно уверенно сказать, что Стратегия экономического развития СНГ до
Вместе с этим, реализация документа позволит повысить конкурентоспособность экономик стран Содружества и будет содействовать взаимовыгодному сотрудничеству в различных сферах и укреплению позиций СНГ в мирохозяйственных связях.
Предыдущее
ИСМИ: Инициативы Президента Ш.Мирзиёева направлены на обеспечение устойчивого и поступательного развития на пространстве СНГ
Комментарий первого заместителя директора Института стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Республики Узбекистан Акрамжона Неъматова к итогам председательства Республики Узбекистан в СНГ в 2020 году.
18.12.2020Следующее
Узбекистан консолидирует усилия и возможности СНГ в решении актуальных проблем в сфере миграции
Как известно, Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев в ходе своего выступления на заседании Совета глав государств СНГ выдвинул ряд ключевых инициатив по решению назревших проблем.
18.12.2020