В ИСМИ состоялся «круглый стол» по вопросам перспектив сотрудничества Узбекистана со странами Евросоюза с участием ведущего эксперта по Восточной Европе и Евразии Германского института международных отношений и безопасности (SWP) Себастиана Шика и научного сотрудника Евразийской программы Римского Института геополитических исследований (IsAG) Фабрисси Виельмини.
В ходе мероприятия были проанализированы результаты масштабных преобразований в Узбекистане, затронуты вопросы регионального сотрудничества в Центральной Азии, обсуждены нынешнее состояние и перспективы развития отношений Узбекистана со странами ЕС.
Себастиан Шик считает, что одно из главных достижений Узбекистана последних лет - экономическая и финансово-валютная либерализация. По его оценкам, эти реформы улучшают бизнес-климат и инвестиционную привлекательность страны, способствуют созданию новых возможностей для стимулирования экономики. Эксперт подчеркнул, что изменения, происходящие в Центральной Азии в результате новой политики Узбекистана, делают регион стабильным и предсказуемым, способствуют активизации центральноазиатского вектора внешней политики Германии.
В свою очередь Фабрисси Виельмини отметил, что Узбекистан, находившийся долгое время в стороне от региональных процессов, сегодня действует по-новому. Ташкент, будучи сердцем региона, возвращает себе естественную роль стабилизирующего государства в ЦА. Нынешняя политика Узбекистана позволяет активно развивать отношения Ташкента с Европейским союзом. Но для этого очень важен исход внутренних реформ в стране, укрепление системы государственного управления, повышение роли законодательной и судебной властей. Успешное проведение реформ откроет новые направления для сотрудничества Евросоюза с Республикой Узбекистан.
Как считает эксперт, период преобразований в Узбекистане совпал с процессом обновления Стратегии Евросоюза в отношении Центральной Азии. При выработке нового документа учтены нынешние реалии в Узбекистане, и Брюссель вносит коррективы в свои подходы в отношении Ташкента. Стратегия развития Узбекистана предусматривает масштабные экономические реформы и это требует создания общей платформы для обмена опытом в области новых технологий, международных стандартов, государственного управления и других сферах. «ЕС является мировым источником ноу-хау и, естественно, новая стратегия должна помочь Брюсселю стать ключевым партнёром для модернизации Узбекистана путем сближения», - полагает он.
Ф.Виельмини оценил важность политики Ташкента в отношении Афганистана, что открывает дополнительные возможности для расширения сотрудничества ЕС с Узбекистаном и регионом в целом.
Эксперт также особо отметил наличие перспектив дальнейшего взаимодействия Евросоюза с Узбекистаном в области культуры, науки и образования. Согласно прежней стратегии ЕС в ЦА (от 2007 г.), образование являлось одним из главных направлений сотрудничества. Эта сфера до сих пор остается актуальной и требует пристального внимания сторон.