Предварительные итоги и перспективы

15 августа принято Распоряжение Президента "О мерах по дальнейшей реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах". Его значимость - в необходимости проведения глубокого изучения и тщательного анализа достигнутых результатов по итогам 2017 года для качественного и заблаговременного планирования дальнейших реформ.

В начале этого года Президент подчеркнул, что "самый главный приоритет - реализация Государственной программы "Год диалога с народом и интересов человека", последовательное воплощение в жизнь благородной идеи "интересы человека - превыше всего". Именно эти ключевые задачи должны стать отправной точкой для внесения серьезных корректив в основные направления и приоритеты углубления экономических реформ".

Национальной комиссией по реализации Стратегии действий подведены ее предварительные итоги. В этой связи принятое Распоряжение предусматривает меры по широкому информированию общественности о результатах реализации документа, а также подведение итогов развития страны в этом году и планированию дальнейших реформ в следующем.

О многом говорит принятие 15 законов и свыше 700 других нормативно-правовых актов, направленных на развитие всех сфер государственной и общественной жизни. Разработка и доведение до логического конца каждого из них требуют огромного интеллектуального труда и ответственности. Среди принятых законов можно отметить "О Конституционном суде Республики Узбекистан" и "О Высшем судейском совете Республики Узбекистан". Они еще больше укрепили основы судебной власти в защите прав и интересов граждан.

В сфере совершенствования системы государственного и общественного строительства создана совершенно уникальная система "обратной связи" с населением, включая Виртуальную и Народные приемные Президента, а также другие механизмы взаимодействия населения с госорганами. Отныне граждане могут обратиться не только с жалобами и заявлениями, но и предложениями по актуальным социальным вопросам. Это, с одной стороны, приносит людям заметное удовлетворение, с другой - способствует повышению эффективности принятия государственных решений.

В ходе посещения города Алмалыка Президент отметил, что если народ выражает отношение к принимаемым решениям, дает предложения к ним, то эффективность работы будет повышаться, ведь основная цель диалога с соотечественниками - научить людей мыслить, озвучивать свою позицию, приучить государственные органы отчитываться перед гражданами. Очевидно, что это удается - в Виртуальную приемную поступило свыше 1,1 миллиона обращений.

Коренным образом пересмотрена судебно-правовая система. Созданы единый высший орган судебной власти - Верховный суд, а также административные суды, призванные рассмотреть административные споры, дела о соответствующих правонарушениях. Принято Обращение судей к народу Узбекистана, в котором заявлено: приоритетами в их деятельности, от которой подчас зависит судьба человека, будут справедливость, истина и порядочность.

Идет реформа в системе органов внутренних дел. Важнейшим направлением обозначено преобразование их в общественно ориентированную профессиональную службу, основная деятельность которой направлена на служение интересам народа.

На деле проводимые преобразования уже дают свои результаты. На состоявшемся видеоселекторном совещании под председательством главы государства отмечалось снижение за минувшие семь месяцев количества преступлений на 4600 единиц по сравнению с аналогичным периодом 2016-го. В результате профилактических работ в 1765 махаллях предотвращены правонарушения.

В правоохранительную сферу широко внедряются информационно-коммуникационные технологии. С использованием установленных в общественных местах свыше 114 тысяч средств видеонаблюдения в Ташкенте, Андижанской, Наманганской, Ферганской, Кашкадарьинской и столичной областях раскрыто почти десять тысяч преступлений.

В каждой махалле построены служебные дома для участковых инспекторов профилактики. Это будет способствовать результативному выполнению ими своего служебного долга.

В области развития и либерализации экономики проведены реформы налоговой системы. Создано десять свободных экономиче¬ских и пять малых промышленных зон. Уникальным для Узбекистана можно считать образование семи свободных экономических зон, специализирующихся в фармацевтической отрасли, - "Нукус-фарм", "Зомин-фарм", "Бойсун-фарм" и другие. Это решение принято для развития сферы и поддержки производителей лекарственных средств и изделий медицинского назначения, насыщения отечественного фармацевтического рынка качественными препаратами местного производства. Нельзя не упомянуть о начале строительства в Джизаке нового автомобильного завода по выпуску легких коммерческих грузовых и пассажирских автомобилей марок "Пежо" и "Ситроен". Прежде этот сегмент рынка в большей части зависел от импорта.

Принимаются последовательные меры по усилению защиты прав предпринимателей. В частности, учрежден институт Уполномоченного при Президенте Республики Узбекистан по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства, усилена в этом роль Торгово-промышленной палаты. Создан Государственный фонд поддержки развития предпринимательской деятельности, нацеленный на дальнейшее усиление финансового содействия частному сектору экономики. Проделана значительная работа по стимулированию и расширению экспортной деятельности субъектов предпринимательства. За прошедшие семь месяцев в нее вовлечено более 360 предприятий, освоен экспорт свыше 120 новых видов товаров.

Постановление главы государства "О мерах по дальнейшей поддержке отечественных организаций-экспортеров и совершенствованию внешнеэкономической деятельности" призвано прежде всего мотивировать всех производителей свежей плодоовощной продукции самостоятельно участвовать в ее поставке на внешние рынки с отменой монополии АО "Узагроэкспорт". Кроме того, отменено требование по осуществлению хозяйствующими субъектами-экспортерами обязательной продажи валютной выручки от экспорта товаров или услуг.

В социальной сфере особого внимания заслуживают принимаемые практические меры по решению одного из наиболее насущных вопросов - обеспечению населения жильем. В рамках реализации Программы по строительству и реконструкции энергоэффективных доступных многоквартирных домов в городах на 2017-2020 годы только в этом году построят 191 многоэтажный дом, 102 из них - в Ташкенте. Более восьми тысяч столичных семей смогут реализовать долгожданную мечту, получив в них квартиры. Решение об их возведении принято с учетом анализа обращений в народные и Виртуальную приемные, что свидетельствует о внимании к насущным проблемам граждан.

Говоря о реформах в социальной сфере, нельзя обходить стороной коренные преобразования в областях образования и здравоохранения, молодежной политики. Одно из наиболее резонансных событий - появление Союза молодежи.

Важным шагом в области обеспечения межнационального согласия, осуществления взвешенной, взаимовыгодной и конструктивной внешней политики стало создание Комитета по межнациональным отношениям и дружественным связям с зарубежными странами при Кабинете Минис¬тров. Этот шаг послужил поддержанию стабильности, мира и согласия в обществе с учетом того, что в Узбекистане проживают представители более 130 национальностей. Ведется последовательная работа по продвижению интересов страны на международной арене, развитию двустороннего и многостороннего сотрудничества с зарубежными государствами. Особого внимания заслуживают итоги государственных визитов Президента в Туркменистан, Казахстан, Россию и Китай. По их итогам подписано 239 договоров и соглашений на сумму более 37 млрд долларов.

Предпринимаются последовательные меры по созданию вокруг Узбекистана пояса стабильности и благополучия, о чем свидетельствует активизация контактов по всем направлениям с соседними по региону странами. Как отметил глава государства, выстраивание добро¬сосед¬ских отношений является самым важным направлением внешней политики Узбекистана. В этом плане совершение первых государственных визитов Президента именно в Туркменистан и Казахстан имеет весьма символичное значение. Взаимовыгодные и дружественные отношения активно продолжаются с Кыргызстаном и Таджикистаном. Об этом говорят итоги недавнего визита Президента Республики Узбекистан в Кыргызскую Республику, по итогам которого подписан солидный пакет двусторонних соглашений, в том числе Договор об узбекско-кыргызской государственной границе, имеющий важное значение для дальнейшего развития добрососедских отношений.

Одной из основных задач, предусмотренных в Стратегии действий, является проведение системного анализа итогов ее реализации. Предусмотрено издание и распространение, в том числе в зарубежных странах, информационно-аналитического обзора "Исполнение Государственной программы по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах в Год диалога с народом и интересов человека" с учетом итогов развития страны. Также в распоряжение включены подготовка, сбор и обобщение актуальных предложений по проекту Госпрограммы по реализации Стратегии действий в 2018 году. Они будут рассматриваться только после их предварительного обсуждения с широкой общественностью, что констатирует приверженность руководства Узбекистана принципу "интересы человека - превыше всего". Ведь при принятии самой Стратегии действий и Государственной программы по ее реализации развернута широкая дискуссия их проектов среди широких слоев населения. Их разместили на различных информационных площадках для обсуждения, по результатам которого поступили многочисленные предложения и отзывы. Граждане проявили особую заинтересованность и сопричастность к проводимым реформам, продемонстрировав высокую политико-правовую активность. Так, по итогам общественного обсуждения на портале "Система оценки воздействия актов законодательства" поступило свыше 1,3 тысячи предложений и отзывов, на основе которых пересмотрен 41 пункт Государственной программы.

Процесс реализации Стратегии действий консолидировал усилия государственных и общественных организаций, институтов гражданского общества, направленных на эффективную реализацию Госпрограммы, в том числе с активным привлечением зарубежных специалистов и международных экспертов. Самое важное - определенные в ней конкретные задачи уже начали давать свои плоды. Это чувствует каждый гражданин Узбекистана независимо от того, где он живет.

Сухроб Юсупов,

Руководитель отдела Института стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Республики Узбекистан